Реферат RUS  Реферат ENG  Литература  Полный текст

Социальные аспекты рефракционных расстройств у школьников


1НМИЦ «МНТК «Микрохирургия глаза» им. акад. С.Н. Федорова» Минздрава РФ

Четкое видение окружающего мира является основной задачей зрительной системы. Развитие зрительных функций происходит от рождения до 7‑10 лет. Значительную роль в формировании зрительного анализатора принадлежит рефракции глаза, которая обеспечивает четкое зрение вдаль, и аккомодации глаза, обеспечивающей четкое зрение предметов на всем пространстве от дали до близкорасположенных предметов.
Согласованная работа рефракционно‑аккомодационного аппарата глаза обеспечивает правильное формирование функций зрительного анализатора. Особенно это важно в раннем возрасте. Гиперметропия, превышающая возрастную норму, миопия, астигматизм приводят к нарушениям в работе аккомодации, что проявляется развитием косоглазия, появлением амблиопии, прогрессированием близорукости.
Своевременный контроль за развитием зрительной системы, выявление дефектов зрения, назначение оптической коррекции при аметропиях и астигматизме, проведение рационального лечения способствуют правильному формированию функций глаза.
К сожалению, в настоящее время число детей с расстройствами зрения не снижается, а увеличивается. Это связано с тем, что глаз из органа, предназначенного для ориентации в пространстве, превратился в рабочий орган, вынужденный выполнять зрительно — напряженную работу в течение длительного времени. Это относится и к дошкольникам, которых начинают обучать чтению и письму в период, когда еще не завершились физиологический рост глаза и формирование зрительных функций.
В связи с чрезмерными нагрузкам на мышечный аппарат глаза у дошкольников развивается аккомодативная астенопия и в последующем возникает псевдомиопия и миопия. С целью предупреждения перенапряжения зрительной системы у дошкольников необходимо назначение оптимальной оптической коррекции при аметропиях и астигматизме. Наиболее важным в этом возрасте является ограничение продолжительности зрительной работы.
В процессе учебы в школе нагрузка на зрительный аппарат возрастает многократно. Это связано с увеличивающимся объемом необходимой информации, которая складывается из чтения учебников, художественной литературы, выполнения уроков, работы с монитором компьютера и другими средствами отображения информации (телефоны, игровые приставки и пр.) Расстройства зрения начинаются с функциональных сдвигов в зрительной системе, в первую очередь аккомодации и бинокулярного зрения.
С целью предупреждения развития рефракционных расстройств у школьников, чрезвычайно важно создавать для них оптимальные условия для зрительной работы, которые включают соблюдение гигиенических требований (эргономика и освещенность рабочего места, продолжительность зрительной работы) и использование необходимой оптической коррекции при аметропиях и астигматизме.
В настоящее время существуют разнообразные способы коррекции аметропий: с помощью очковых однофокальных и прогрессивных линз, с использованием контактных и ортокератологических линз, а также хирургические методы устранения аметропий. Эффективность того или иного способа коррекции зависит от параметров оптической системы глаза и адаптации пациента к выбранной коррекции.
Несмотря на современные возможности диагностики и коррекции аметропий, вопросы, связанные с развитием и прогрессированием школьной близорукости остаются весьма актуальными. Изучение школьной близорукости и причин снижения зрения у учащихся было начато в нашей стране в середине прошлого века. За эти годы были решены многие задачи, раскрывающие причины развития близорукости и разработаны методы профилактики ее возникновения. До настоящего время нет единого мнения о назначении при миопии полной или не полной коррекции. Все исследователи сходятся только в одном, что коррекция при миопии не должна приводить к гиперкоррекции, то есть не формировать гиперметропический дефокус, чтобы не создавать условия для прогрессирования миопии.
На показатели рефракции в значительной степени влияет состояние аккомодационной системы. У школьников с эмметропией и аметропиями может наблюдаться стойкое расстройство аккомодации, связанное со спазмом, параличом или парезом аккомодации, которое искажает показатели рефракции. Даже с использование циклоплегии не всегда возможно точно определить клиническую рефракцию глаза.
На наш взгляд решать вопросы коррекции аметропий у школьников возможно только при учете всех рефракционных нарушений: клинической рефракции и аккомодации. Особенно это важно при хирургическом способе коррекции аметропии. Только при нормализации показателей аккомодации можно решать вопрос о целесообразности коррекции аметропии и полноте ее назначения. Такой подход должен исключить создание при коррекции гиперметропического дефокуса и устранить астенопические явления, что предотвращает рост близорукости и повышает зрительную работоспособность.
Сохранение здоровья школьников — важная социальная задача. Широкое распространение в наше время операторских видов труда, использующих компьютеры и другие электронные средства отображения информации, требует высокого напряжения всех функций зрительного анализатора в течение длительного времени. От того, как формируется рефракционная система школьников, в значительной степени зависит качество их дальнейшей жизни, в том числе и трудовой.

Корнюшина Татьяна Афанасьевна, доктор биологических наук, МНТК Микрохирургия глаза»

XVII Всероссийская школа офтальмологаXVII Всероссийская школа офтальмолога

Сателлитные симпозиумы в рамках конференции «Современные технологии лечения витреоретинальной патологии - 2018»Сателлитные симпозиумы в рамках конференции «Современные тех...

Современные технологии лечения витреоретинальной патологии - 2018 ХVI Научно-практическая конференция с международным участиемСовременные технологии лечения витреоретинальной патологии -...

Роговица II. Топография роговицы. Аберрации глаза 2018 Научно-практическая конференция с международным участиемРоговица II. Топография роговицы. Аберрации глаза 2018 Научн...

 ХV Юбилейный конгресс Российского глаукомного общества ХV Юбилейный конгресс Российского глаукомного общества

Сателлитные симпозиумы в рамках ХV Юбилейного конгресса Российского глаукомного обществаСателлитные симпозиумы в рамках ХV Юбилейного конгресса Росс...

Сателлитные симпозиумы в рамках конференции Современные технологии катарактальной и рефракционной хирургии - 2017Сателлитные симпозиумы в рамках конференции Современные техн...

Современные технологии катарактальной и рефракционной хирургии - 2017Современные технологии катарактальной и рефракционной хирург...

«Живая хирургия» в рамках конференции «Современные технологии катарактальной и рефракционной хирургии - 2017»«Живая хирургия» в рамках конференции «Современные технологи...

Эндокринная офтальмопатия Научно-практическая конференцияЭндокринная офтальмопатия Научно-практическая конференция

Сателлитные симпозиумы в рамках X Российского общенационального офтальмологического форумаСателлитные симпозиумы в рамках X Российского общенациональн...

Фемтосекундные технологии в офтальмологии Юбилейная всероссийская научно-практическая конференцияФемтосекундные технологии в офтальмологии Юбилейная всеросси...

Федоровские чтения - 2017 XIV Всероссийская научно-практическая конференция с международным участиемФедоровские чтения - 2017 XIV Всероссийская научно-практичес...

Федоровские чтения - 2017 Сателлитные симпозиумы в рамках XIV Всероссийской научно-практической конференцииФедоровские чтения - 2017 Сателлитные симпозиумы в рамках XI...

Актуальные проблемы офтальмологии XII Всероссийская научная конференция молодых ученыхАктуальные проблемы офтальмологии XII Всероссийская научная ...

Восток – Запад 2017 Международная научно-практическая конференция по офтальмологииВосток – Запад 2017 Международная научно-практическая конфер...

Белые ночи - 2017 Сателлитные симпозиумы в рамках Международного офтальмологического конгресса Белые ночи - 2017 Сателлитные симпозиумы в рамках Международ...

Новые технологии в контактной коррекции.  В рамках  Всероссийской научно-практической конференции «Новые технологии в офтальмологии - 2017»Новые технологии в контактной коррекции. В рамках Всеросси...

Новые технологии в офтальмологии -  2017 Всероссийская научно-практическая конференция Новые технологии в офтальмологии - 2017 Всероссийская научн...

XVI Всероссийская школа офтальмологаXVI Всероссийская школа офтальмолога

Сателлитные симпозиумы в рамках конференции «Современные технологии лечения витреоретинальной патологии - 2017»Сателлитные симпозиумы в рамках конференции «Современные тех...

«Живая хирургия» в рамках конференции «Современные технологии лечения витреоретинальной патологии - 2017»«Живая хирургия» в рамках конференции «Современные технологи...

Современные технологии лечения витреоретинальной патологии - 2017 ХV Научно-практическая конференция с международным участиемСовременные технологии лечения витреоретинальной патологии -...

Роговица I. Ультрафиолетовый кросслинкинг роговицы в лечении кератоэктазий Научно-практическая конференция с международным участиемРоговица I. Ультрафиолетовый кросслинкинг роговицы в лечении...

Сателлитные симпозиумы в рамках ХIV ежегодного конгресса Российского глаукомного обществаСателлитные симпозиумы в рамках ХIV ежегодного конгресса Рос...

Сателлитные симпозиумы в рамках конференции Современные технологии катарактальной и рефракционной хирургии - 2016Сателлитные симпозиумы в рамках конференции Современные техн...

«Живая» хирургия в рамках конференции Современные технологии катарактальной и рефракционной хирургии - 2016«Живая» хирургия в рамках конференции Современные технологии...

Рейтинг@Mail.ru