Реферат RUS  Реферат ENG  Литература  Полный текст

Социальные аспекты рефракционных расстройств у школьников


1МНТК «Микрохирургия глаза» им. акад. С.Н. Федорова» Минздрава РФ

Четкое видение окружающего мира является основной задачей зрительной системы. Развитие зрительных функций происходит от рождения до 7‑10 лет. Значительную роль в формировании зрительного анализатора принадлежит рефракции глаза, которая обеспечивает четкое зрение вдаль, и аккомодации глаза, обеспечивающей четкое зрение предметов на всем пространстве от дали до близкорасположенных предметов.
Согласованная работа рефракционно‑аккомодационного аппарата глаза обеспечивает правильное формирование функций зрительного анализатора. Особенно это важно в раннем возрасте. Гиперметропия, превышающая возрастную норму, миопия, астигматизм приводят к нарушениям в работе аккомодации, что проявляется развитием косоглазия, появлением амблиопии, прогрессированием близорукости.
Своевременный контроль за развитием зрительной системы, выявление дефектов зрения, назначение оптической коррекции при аметропиях и астигматизме, проведение рационального лечения способствуют правильному формированию функций глаза.
К сожалению, в настоящее время число детей с расстройствами зрения не снижается, а увеличивается. Это связано с тем, что глаз из органа, предназначенного для ориентации в пространстве, превратился в рабочий орган, вынужденный выполнять зрительно — напряженную работу в течение длительного времени. Это относится и к дошкольникам, которых начинают обучать чтению и письму в период, когда еще не завершились физиологический рост глаза и формирование зрительных функций.
В связи с чрезмерными нагрузкам на мышечный аппарат глаза у дошкольников развивается аккомодативная астенопия и в последующем возникает псевдомиопия и миопия. С целью предупреждения перенапряжения зрительной системы у дошкольников необходимо назначение оптимальной оптической коррекции при аметропиях и астигматизме. Наиболее важным в этом возрасте является ограничение продолжительности зрительной работы.
В процессе учебы в школе нагрузка на зрительный аппарат возрастает многократно. Это связано с увеличивающимся объемом необходимой информации, которая складывается из чтения учебников, художественной литературы, выполнения уроков, работы с монитором компьютера и другими средствами отображения информации (телефоны, игровые приставки и пр.) Расстройства зрения начинаются с функциональных сдвигов в зрительной системе, в первую очередь аккомодации и бинокулярного зрения.
С целью предупреждения развития рефракционных расстройств у школьников, чрезвычайно важно создавать для них оптимальные условия для зрительной работы, которые включают соблюдение гигиенических требований (эргономика и освещенность рабочего места, продолжительность зрительной работы) и использование необходимой оптической коррекции при аметропиях и астигматизме.
В настоящее время существуют разнообразные способы коррекции аметропий: с помощью очковых однофокальных и прогрессивных линз, с использованием контактных и ортокератологических линз, а также хирургические методы устранения аметропий. Эффективность того или иного способа коррекции зависит от параметров оптической системы глаза и адаптации пациента к выбранной коррекции.
Несмотря на современные возможности диагностики и коррекции аметропий, вопросы, связанные с развитием и прогрессированием школьной близорукости остаются весьма актуальными. Изучение школьной близорукости и причин снижения зрения у учащихся было начато в нашей стране в середине прошлого века. За эти годы были решены многие задачи, раскрывающие причины развития близорукости и разработаны методы профилактики ее возникновения. До настоящего время нет единого мнения о назначении при миопии полной или не полной коррекции. Все исследователи сходятся только в одном, что коррекция при миопии не должна приводить к гиперкоррекции, то есть не формировать гиперметропический дефокус, чтобы не создавать условия для прогрессирования миопии.
На показатели рефракции в значительной степени влияет состояние аккомодационной системы. У школьников с эмметропией и аметропиями может наблюдаться стойкое расстройство аккомодации, связанное со спазмом, параличом или парезом аккомодации, которое искажает показатели рефракции. Даже с использование циклоплегии не всегда возможно точно определить клиническую рефракцию глаза.
На наш взгляд решать вопросы коррекции аметропий у школьников возможно только при учете всех рефракционных нарушений: клинической рефракции и аккомодации. Особенно это важно при хирургическом способе коррекции аметропии. Только при нормализации показателей аккомодации можно решать вопрос о целесообразности коррекции аметропии и полноте ее назначения. Такой подход должен исключить создание при коррекции гиперметропического дефокуса и устранить астенопические явления, что предотвращает рост близорукости и повышает зрительную работоспособность.
Сохранение здоровья школьников — важная социальная задача. Широкое распространение в наше время операторских видов труда, использующих компьютеры и другие электронные средства отображения информации, требует высокого напряжения всех функций зрительного анализатора в течение длительного времени. От того, как формируется рефракционная система школьников, в значительной степени зависит качество их дальнейшей жизни, в том числе и трудовой.

Корнюшина Татьяна Афанасьевна, доктор биологических наук, МНТК Микрохирургия глаза»

 ХV Юбилейный конгресс Российского глаукомного общества ХV Юбилейный конгресс Российского глаукомного общества

Сателлитные симпозиумы в рамках ХV Юбилейного конгресса Российского глаукомного обществаСателлитные симпозиумы в рамках ХV Юбилейного конгресса Росс...

Сателлитные симпозиумы в рамках конференции Современные технологии катарактальной и рефракционной хирургии - 2017Сателлитные симпозиумы в рамках конференции Современные техн...

Современные технологии катарактальной и рефракционной хирургии - 2017Современные технологии катарактальной и рефракционной хирург...

«Живая хирургия» в рамках конференции «Современные технологии катарактальной и рефракционной хирургии - 2017»«Живая хирургия» в рамках конференции «Современные технологи...

Эндокринная офтальмопатия Научно-практическая конференцияЭндокринная офтальмопатия Научно-практическая конференция

Сателлитные симпозиумы в рамках X Российского общенационального офтальмологического форумаСателлитные симпозиумы в рамках X Российского общенациональн...

Фемтосекундные технологии в офтальмологии Юбилейная всероссийская научно-практическая конференцияФемтосекундные технологии в офтальмологии Юбилейная всеросси...

Федоровские чтения - 2017 XIV Всероссийская научно-практическая конференция с международным участиемФедоровские чтения - 2017 XIV Всероссийская научно-практичес...

Федоровские чтения - 2017 Сателлитные симпозиумы в рамках XIV Всероссийской научно-практической конференцииФедоровские чтения - 2017 Сателлитные симпозиумы в рамках XI...

Актуальные проблемы офтальмологии XII Всероссийская научная конференция молодых ученыхАктуальные проблемы офтальмологии XII Всероссийская научная ...

Восток – Запад 2017 Международная научно-практическая конференция по офтальмологииВосток – Запад 2017 Международная научно-практическая конфер...

Белые ночи - 2017 Сателлитные симпозиумы в рамках Международного офтальмологического конгресса Белые ночи - 2017 Сателлитные симпозиумы в рамках Международ...

Новые технологии в контактной коррекции.  В рамках  Всероссийской научно-практической конференции «Новые технологии в офтальмологии - 2017»Новые технологии в контактной коррекции. В рамках Всеросси...

Новые технологии в офтальмологии -  2017 Всероссийская научно-практическая конференция Новые технологии в офтальмологии - 2017 Всероссийская научн...

XVI Всероссийская школа офтальмологаXVI Всероссийская школа офтальмолога

Сателлитные симпозиумы в рамках конференции «Современные технологии лечения витреоретинальной патологии - 2017»Сателлитные симпозиумы в рамках конференции «Современные тех...

«Живая хирургия» в рамках конференции «Современные технологии лечения витреоретинальной патологии - 2017»«Живая хирургия» в рамках конференции «Современные технологи...

Современные технологии лечения витреоретинальной патологии - 2017 ХV Научно-практическая конференция с международным участиемСовременные технологии лечения витреоретинальной патологии -...

Роговица I. Ультрафиолетовый кросслинкинг роговицы в лечении кератоэктазий Научно-практическая конференция с международным участиемРоговица I. Ультрафиолетовый кросслинкинг роговицы в лечении...

Сателлитные симпозиумы в рамках ХIV ежегодного конгресса Российского глаукомного обществаСателлитные симпозиумы в рамках ХIV ежегодного конгресса Рос...

Сателлитные симпозиумы в рамках конференции Современные технологии катарактальной и рефракционной хирургии - 2016Сателлитные симпозиумы в рамках конференции Современные техн...

«Живая» хирургия в рамках конференции Современные технологии катарактальной и рефракционной хирургии - 2016«Живая» хирургия в рамках конференции Современные технологии...

Современные технологии катарактальной и рефракционной хирургии - 2016Современные технологии катарактальной и рефракционной хирург...

Сателлитные симпозиумы в рамках IX Российского общенационального офтальмологического форумаСателлитные симпозиумы в рамках IX Российского общенациональ...

На стыке науки и практикиНа стыке науки и практики

Федоровские чтения - 2016 XIII Всероссийская научно-практическая конференция с международным участиемФедоровские чтения - 2016 XIII Всероссийская научно-практиче...

Актуальные проблемы офтальмологии XI Всероссийская научная конференция молодых ученыхАктуальные проблемы офтальмологии XI Всероссийская научная к...

Восток – Запад 2016 Научно-практическая конференция по офтальмохирургии с международным участием Восток – Запад 2016 Научно-практическая конференция по офтал...

Рейтинг@Mail.ru