№ 27 2017

№ 6 2017

№4 (36) Октябрь 2017

Чрезмерное использование инстилляций анестетика является важным фактором риска развития инфекционной кристаллиновой кератопатии

1----------

Чрезмерное использование инстилляций анестетика является важным фактором риска развития инфекционнойкристаллиновой кератопатии

Согласно мнению проф. Харминдер Сингх Дуа из университетского госпиталя медицинского центра Квинс (г. Ноттингем, Великобритания), которое он изложил на 6-м Международном рефракционном конгрессе, пациенты, которые злоупотребляют инстилляциями анестетика после оперативных вмешательств на роговице, находятся в группе риска по развитию инфекционной кристаллиновой кератопатии (ИКК).

«Инфекционная кристаллиновая кератопатия — это заболевание, которое можно определить как инфекционный процесс, развивающийся вследствие колонизации роговицы микроорганизмами на фоне отсутствия иммунного ответа со стороны пациента»

Проф. Дуа отметил, что ИКК — это заболевание, которое можно определить как инфекционный процесс, развивающийся вследствие колонизации роговицы микроорганизмами на фоне отсутствия иммунного ответа со стороны пациента. ИКК является достаточно редкой патологией, которая не просто поддается лечению. Она обуславливается различными возбудителями, включая бактерии и грибы. Заболевание названо так в связи с тем, что при нем развиваются характерные кристалловидные инфильтраты роговицы, приобретающие характерный древовидный вид по мере того, как инфекция распространяется в глубокие слои стромы.

Микроскопическое исследование биоптатов, полученных из глубоко расположенных очагов поражения, показывает, что межламеллярное распространение микроорганизмов происходит на фоне отсутствия воспалительной клеточной реакции. Весьма характерно также и отсутствие какой-либо симптоматики у пациентов. А если симптомы все же возникают, то в основном они достаточно легкие, прогрессирование заболевания происходит медленно. Тем не менее болезнь нередко резистентна к антибиотикотерапии, а также оперативному лечению, включая кератэктомию. Поэтому многим пациентам приходится выполнять сквозную кератопластику.

Предрасполагающими факторами можно считать наличие кератопластики в анамнезе, злоупотребление местными анестетиками, длительное применение антибиотиков и стероидов. К другим факторам риска следует отнести ранее выполнявшиеся рефракционные вмешательства, в особенности с использованием техники насечек, а также буллезную кератопатию и кератиты, вызванные вирусом простого герпеса и вирусом зостер. Среди возбудителей заболевания наиболее часто встречаются стрептококки, гемолитический стафилококк, энтерококки, некоторые грам-негативные бактерии, а также грибы.

Есть ряд теорий, которые пытаются объяснить отсутствие воспалительного ответа в глазах с ИКК. Согласно одной из них, снижение локального иммунитета пораженного глаза является результатом исходного заболевания либо пролонгированного использования стероидов. Среди других объяснений — наличие инфекций-оппортунистов, как это может произойти при использовании гентамицина — препарата, который неэффективен в качестве меры профилактики для целого ряда разновидностей стафилококков. Еще одна теория ставит в основу изменения экстрацеллюлярного матрикса или биопленки, которая образуется вокруг внедрившихся микроорганизмов, как бы маскируя их.

Тем не менее, по мнению проф. Дуа, весьма вероятно, что роговичная гипо- или анестезия являются основными факторами, определяющими отсутствие иммунной реакции на внедрение патогенных микроорганизмов.

«Моя гипотеза заключается в том, что при гипо- или анестезии роговицы отсутствует триггерная воспалительная реакция, которая приводит к вазодилятации сосудов лимбальной зоны. В результате мы не получаем притока клеток воспаления в зону поражения. Анестезию мы отмечаем при всех состояниях, которые лежат в основе развития ИКК», сказал он. В качестве классического примера можно привести злоупотребление инстилляциями препаратами-анестетиками.

«Клинические исследования роговицы у данных пациентов позволяют выявить кристалловидные депозиты в виде отростков, локализующиеся в поверхностных или глубоких слоях стромы роговицы, нередко рядом со швами. Очаги поражения по мере продвижения вглубь стромы приобретают древовидную форму. Как правило, при этом мы отмечаем минимальную инъекцию в зоне лимба, а также участки нагноения на определенном расстоянии от очагов поражения. Соскоб или биопсия помогают идентифицировать возбудителя заболевания и определить его чувствительность к антибиотикам.

В качестве первой линии терапии оптимальны отмена стероидов и интенсивное использование бактерицидных (а не бактериостатических) препаратов. Тем не менее такое лечение весьма неэффективно до тех пор, пока нормальная иммунная реакция организма пациента не будет восстановлена.

«Наилучшим вариантом может быть полное прекращение применения всех антибиотиков, стероидов и инстилляций анестезирующих препаратов. Это, само по себе, дает возможность развиться нормальной реакции воспаления с образованием «обычной» язвы роговицы или абсцесса. После чего можно начать интенсивную антибиотикотерапию», пояснил д-р Дуа.

Когда антибиотики не приносят должного эффекта, врач может прибегнуть к иссечению пораженного участка или же проведению фототерапевтической кератэктомии. Тем не менее во многих случаях приходится прибегать к первичной либо повторной кератопластике.

По мнению проф. Дуа, типичный вид, который принимает патологический процесс в тканях глаза при ИКК в большей степени связан не с типом возбудителя, а с характеристиками самой роговичной ткани.

Он описал эксперимент, который провел с коллегами с использованием донорских роговичных дисков. Исследователи сравнили варианты роста бактерий в отечных и нормальных роговицах. Роговичные диски содержались в среде Игла, степень набухания роговичной стромы регулировали добавлением 5% раствора декстрана.

Исследуемые роговичные диски затем помещались в емкость с одним из 3-х типов бактерий. Использовали зеленящий стрептококк, клебсиеллу, нативный и генетически модифицированный штаммы синегнойной палочки. Колонизацию роговиц бактериями отслеживали при помощи световой и электронной микроскопии.

Ученые выяснили, что при нормальных (неотечных) роговицах, вне зависимости от возбудителя, бактерии распространялись по относительно компактной ткани в виде древовидных отростков подобно тому, как это отмечается при ИКК. В противоположность этому при гидратации роговичной ткани бактерии имели тенденцию к росту в виде шаровидных кластеров в пространствах между коллагеновыми пластинами. «Наши находки убедительно показали, что распространение бактерий в роговичной ткани в значительной мере определяется компактностью упаковки ее стромы», добавил докладчик.

Данная работа была опубликована в журнале Investigative Ophthalmology and Visual Sciences за 2001 год. n