Online трансляция


Научно-практическая конференция с международным участием
Роговица I. Ультрафиолетовый кросслинкинг роговицы в лечении кератоэктазий
Роговица I. Ультрафиолетовый кросслинкинг роговицы в лечении кератоэктазий
Москва. Гостиница Holiday Inn Sokolniki
4 февраля 2017 г.



15-я Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием
Современные технологии лечения витреоретинальной патологии
Современные технологии лечения витреоретинальной патологии
Сочи, 16-17 марта 2017
Официальный сайт

Партнеры


Valeant thea
Allergan Фокус
santen tradomed
sentiss



Издания


Российская офтальмология онлайн Российская
Офтальмология Онлайн

№ 22 2016
№ 21 2016
№ 20 2015
№ 19 2015
№ 18 2015
...
Журнал Офтальмохирургия Журнал
Офтальмохирургия

№ 4 2016 г.
№ 3 2016 г.
№ 2 2016 г.
№ 1 2016 г.
...
Журнал Новое в офтальмологии Новое в
офтальмологии

№ 4 2016 г.
№ 3 2016 г.
№ 2 2016 г.
№ 1 2016 г.
...
Российская детская офтальмология Российская
детская офтальмология

№ 4 2016
№ 3 2016
№ 2 2016
№ 1 2016
...
Современные технологии в офтальмологии Современные технологии
в офтальмологии

№ 5 2016
№ 4 2016
№ 3 2016
№ 2 2016
...
Восток – Запад Восток - Запад.
Точка зрения

Выпуск 4. 2016
Выпуск 3. 2016
Выпуск 2. 2016
Выпуск 1. 2016
...
Новости глаукомы Новости
глаукомы

№1 (41) 2017
№1 (37) 2016
№1 (33) 2015

....
Мир офтальмологии Мир офтальмологии
№ 6 (32) Декабрь 2016
№ 5 (31) Октябрь 2016
№ 3 (29) Июнь 2016
№ 2 (28) Апрель 2016
№ 1 (27) Март 2016
....


Сборники статей


 Реферат RUS  Реферат ENG  Литература  Полный текст
УДК:617.753.2

Особенности развития рефракции школьников по мере увеличения учебного стажа


1МНТК «Микрохирургия глаза» им. акад. С.Н. Федорова Росмедтехнологии» Минздрава РФ
2Центр зрения «Артоптика»

Число детей с расстройствами зрения возрастает с каждым годом. Это обусловлено увеличившейся нагрузкой, которая складывается из зрительной работы, необходимой для освоения традиционной школьной программы, и зрительной работы, связанной с использованием электронных средств отображения информации (компьютеры, мобильные телефоны, всевозможные игровые электронные приставки и др.).
Непосильные зрительные нагрузки испытывают дети еще в дошкольном возрасте, посещая подготовительные группы, что требует значительного напряжения аккомодации. У детей в раннем возрасте цилиарная мышца не развита [5]. Это проявляется в недостаточной дифференциации мышечных групп, незаконченном развитии иннервации, слабой сократительной способности мышцы. Формирование рефракции и аппарата аккомодации продолжается до подросткового возраста [10].
В связи с ранним обучением детей дошкольного возраста чтению, миопия среди детей дошкольного возраста, посещавших подготовительные группы гимназии, составила 3,3-5,0% среди мальчиков и 6,6% среди девочек [8].
По данным Э.С. Аветисова (1986), по мере возрастания школьного стажа, частота близорукости возрастает и ко времени окончания школы составляет от 11,4 до 23,7% [1]. У городских школьников близорукость возникает раньше — в 8,92±0,17 лет, чем у сельских — в 9,25±0,24 лет [4]. Ежегодный прирост числа детей с миопией в современных общеобразовательных школах достигает 5%, при этом увеличивается частота возникновения дистрофических изменений в центральной и периферических отделах глазного дна [9]. Миопическая рефракция склонна к прогрессированию и развитию осложнений. По своему течению и прогнозу близорукость далеко не однородна. Среди лиц с миопией близорукость высокой степени выявляется в 10-17% случаев [1], а доля наиболее тяжелых, инвалидизирующих форм (патологическая, дегенеративная миопия) составляет около 2% в структуре близорукости [2].
Часто близорукость сочетается с другими расстройствами здоровья школьников, и вероятность ее развития в значительной степени зависит от природных условий, в которых проживают учащиеся. Так у школьников 7-16 лет общеобразовательной школы г. Москвы на основании анализа медицинских карт установлено, что приобретенная близорукость составляет 20,3% от общего количества учащихся данной школы, из них в 92,6% близорукость сочетается с экстраокулярной патологией [6]. В условиях Севера вероятность развития миопии у детей 10-14-летнего возраста составляет 41,9% [7].
Увеличение числа школьников с близорукостью отмечается и в зарубежных странах. У австралийских школьников в 6 лет эмметропия встречалась в 86,5% случаев, гиперметропия — в 12,2% случаев, миопия — в 1,3% случаев. В 12 лет уменьшилось число школьников с эмметропией (83,5%) и гиперметропией (4,3%), а число детей с миопией возросло до 12,2% случаев [11]. На Тайване число детей с близорукостью составляет 70%, из них в 15% случаев она достигает высокой степени [12, 13].
Целью данной работы явилось выявление рефракционных нарушений у учащихся общеобразовательной школы г. Москвы.

Материал и методы

Проведено обследование 601 учащегося (1202 глаза) школы № 1115 г. Москвы в возрасте от 7 до 17 лет. Каждому школьнику проводилась визометрия с помощью проектора знаков SHIN-NIPPON CP-500 (Япония), осмотр переднего отрезка глаза и глазного дна, определялся характер бинокулярного зрения по «четырехточечному цветотесту». Рефрактометрия проводилась на автоматическом рефрактометре «открытого поля зрения» SHIN-NIPPON модели NVISION-K.5001 (Япония). Для этого устанавливался тест-объект так, чтобы направление взгляда исследуемого совпадало с оптической осью прибора, производилась центровка изображения меток на мониторе и изображения центра глаза. Данное исследование проводилось без циклоплегии при бинокулярной фиксации тест-объекта, который устанавливался на расстоянии 5 м от пациента. Преимуществами данного прибора является возможность проводить рефрактометрию в естественных условиях, исключая излишнее напряжение аккомодации — приборную миопию, которая возникает при исследовании с помощью традиционных авторефрактометров. В группу школьников с эмметропической рефракцией включали пациентов с рефракцией от 0 до +0,75 дптр по величине сферического эквивалента. В группу пациентов с гиперметропической рефракцией вошли школьники с рефракцией от +0,75 дптр и выше, в группу с миопической рефракцией — от –0,25 дптр и выше. В группу детей с миопической рефракцией вошли не только лица с явной миопией, но и с напряжением аккомодации при зрении вдаль (псевдомиопией). Статистическую обработку данных обследования проводили на персональном компьютере с использованием стандартных статистических программ Excel [3].

Результаты и обсуждение

При общем офтальмологическом обследовании школьников расстройства бинокулярного зрения были выявлены в 1,5% случаев, нарушения фории — в 4% случаев, доброкачественные новообразования век, конъюнктивы, радужки (в виде папиллом, невуса) — в 0,5% случаев, заболевания переднего отрезка глаза (воспалительного характера) — в 1,5% случаев, патология оптических сред глаза — в 0,17% случаев, патология сетчатки не выявлена, только в 22,6% случаев были выявлены анатомо-физиологические особенности строения сетчатки при всех видах рефракции (расширенная экскавация ДЗН, перипапиллярная атрофия хориоидеи, аномальное вхождение диска зрительного нерва, гиперпигментация глазного дна), гипоплазия ДЗН — в 0,5% случаев. Основным расстройством у школьников было снижение остроты зрения, связанное с рефракционными нарушениями. Под рефракционными нарушениями понимается наличие аметропии и расстройства в работе аккомодационной системы.
В табл. 1 представлены величины остроты зрения и оптимальной очковой коррекции, дающей максимальную остроту зрения, у школьников разного возраста. Из-за малого числа школьников 10-11 классов их объединили в одну группу (16-17 лет).
Из табл. 1 видно, что не корригированная острота зрения достоверно снижается на 0,19 к окончанию школы (p<0,001). В 1 классе она в среднем равнялась 0,89±0,02, в 10-11 классах — 0,70±0,05.
По мере увеличения школьного стажа оптимальная оптическая коррекция, дающая максимальную остроту зрения, постепенно усиливалась с –0,12±0,08 дптр в 1 классе до –0,66±0,20 дптр в 10-11 классах. Таким образом, в среднем по школе за 11 лет учебы рефракция достоверно усилилась в среднем на 0,54 дптр (р<0,005).
Вид клинической рефракции глаза определяли по сферическому эквиваленту, который рассчитывали на основании данных автоматического рефрактометра «открытого поля». Распределение школьников по видам рефракции представлено в табл. 2.
Из данных табл. 2 видно, что по мере возрастания учебного стажа с 1 по 11 класс число школьников с эмметропической рефракцией уменьшилось на 33,7%, число школьников с гиперметропической рефракцией колебалось от 9,6 до 2,0% в зависимости от возрастной группы, а число школьников с миопической рефракцией возросло на 34,4%.
Замечено, что у школьников 7 лет (1 класс) миопическая рефракция встречается достаточно часто — в 7,8% случаев, что может быть связанно с ранним обучением и подготовкой детей к школе. Уже у 8-летних детей непосильная зрительная нагрузка приводит к возрастанию числа лиц с миопической рефракцией до 20,0%. По мере увеличения школьного стажа число детей с миопической рефракцией возрастает. В среднем по школе распределение детей по видам рефракции было следующим: эмметропия — 68,0%, гиперметропия — 3,7%, миопия — 28,3%. Таким образом, почти у 1/3 детей общеобразовательной школы г. Москвы развивается миопическая рефракция
В табл. 3 представлены данные изменения величины рефракции в разных возрастных группах.
По мере возрастания школьного стажа величина миопии достоверно увеличилась на 0,61 дптр (p<0,001), при гиперметропии не произошло достоверных изменений, а при эмметропии рефракция достоверно усилилась на 0,13 дптр (p<0,002).
Астигматизм у школьников встречался в 81,0% случаев, из них в 49,1% — прямого типа, 14,9% — обратного и 17,0% — с косыми осями. Астигматизм отсутствовал в 19,0% случаев. В 65,7% случаев астигматизм был физиологическим (от 0,25 до 0,75 дптр), в 15,3% он составил в среднем 1,02±0,17 (от 0,75 до 3,75 дптр).

Выводы

1. У детей общеобразовательной школы г. Москвы в 28,3% имеется миопия и псевдомиопия, которые являются основной причиной снижения остроты зрения. Резкое увеличение числа школьников с миопической установкой глаза происходит уже у детей начальной школы: в 7 лет миопия встречалась в 7,8% случаев, в 8 лет — в 20% случаев, что указывает на чрезмерные зрительные перегрузки.
2. Выявленные расстройства в зрительной системе школьников указывают на необходимость разработки гигиенических условий зрительной работы, снижающих зрительное перенапряжение детей и разработку методов снижения зрительного утомления непосредственно во время обучения.
Сателлитные симпозиумы в рамках ХIV ежегодного конгресса Российского глаукомного обществаСателлитные симпозиумы в рамках ХIV ежегодного конгресса Рос...

Сателлитные симпозиумы в рамках конференции Современные технологии катарактальной и рефракционной хирургии - 2016Сателлитные симпозиумы в рамках конференции Современные техн...

«Живая» хирургия в рамках конференции Современные технологии катарактальной и рефракционной хирургии - 2016«Живая» хирургия в рамках конференции Современные технологии...

Современные технологии катарактальной и рефракционной хирургии - 2016Современные технологии катарактальной и рефракционной хирург...

Сателлитные симпозиумы в рамках IX Российского общенационального офтальмологического форумаСателлитные симпозиумы в рамках IX Российского общенациональ...

На стыке науки и практикиНа стыке науки и практики

Федоровские чтения - 2016 XIII Всероссийская научно-практическая конференция с международным участиемФедоровские чтения - 2016 XIII Всероссийская научно-практиче...

Актуальные проблемы офтальмологии XI Всероссийская научная конференция молодых ученыхАктуальные проблемы офтальмологии XI Всероссийская научная к...

Восток – Запад 2016 Научно-практическая конференция по офтальмохирургии с международным участием Восток – Запад 2016 Научно-практическая конференция по офтал...

Белые ночи - 2016 Сателлитные симпозиумы в рамках Международного офтальмологического конгресса Белые ночи - 2016 Сателлитные симпозиумы в рамках Международ...

Занимательная аккомодологияЗанимательная аккомодология

Невские горизонты - 2016 Научная конференция офтальмологовНевские горизонты - 2016 Научная конференция офтальмологов

Заболевания глазной поверхности. Взгляд со всех сторонЗаболевания глазной поверхности. Взгляд со всех сторон

Интересное об известномИнтересное об известном

Новые технологии в офтальмологии 2016 Всероссийская научно-практическая конференция Новые технологии в офтальмологии 2016 Всероссийская научно-п...

Витреоретинальная хирургия. Макулярный разрывВитреоретинальная хирургия. Макулярный разрыв

Современные технологии лечения витреоретинальной патологии - 2016 ХIV Научно-практическая конференция с международным участиемСовременные технологии лечения витреоретинальной патологии -...

Совет экспертов, посвященный обсуждению первого опыта использования новой офтальмологической системы CENTURION®Совет экспертов, посвященный обсуждению первого опыта исполь...

HRT/Spectralis* Клуб Россия 2015 – технология, ставшая незаменимой!HRT/Spectralis* Клуб Россия 2015 – технология, ставшая незам...

Три письма пациента. Доказанная эффективность леченияТри письма пациента. Доказанная эффективность лечения

Синдром «сухого» глаза: новые перспективыСиндром «сухого» глаза: новые перспективы

Многоликий синдром «сухого» глаза: как эффективно им управлять?Многоликий синдром «сухого» глаза: как эффективно им управлять?

Прошлое... Настоящее! Будущее?Прошлое... Настоящее! Будущее?

Проблемные вопросы глаукомы IV Международный симпозиумПроблемные вопросы глаукомы IV Международный симпозиум

Секундо В. Двухлетний личный опыт с линзами AT Lisa Tri и AT Lisa Tri ToricСекундо В. Двухлетний личный опыт с линзами AT Lisa Tri и AT...

Инновации компании «Алкон» в катарактальной и рефракционной хирургииИнновации компании «Алкон» в катарактальной и рефракционной ...

Применение устройств HOYA iSert Toric. Применение торических ИОЛ HOYA iSert Toric в рефракционной хирургии катарактыПрименение устройств HOYA iSert Toric. Применение торических...

Рейтинг@Mail.ru