Сборники статей


 Реферат RUS  Реферат ENG  Литература  Полный текст

Результаты использования компьютерного программного комплекса СКАБ для плеопто-ортоптического лечения у детей


1Институт проблем передачи информации им. А.А. Харкевича Российской академии наук
2Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова Министерства здравоохранения Российской Федерации

    Актуальность

     Поскольку нарушения бинокулярного зрения до сегодняшнего дня составляют существенную долю зрительных дисфункций [4] и разработка эффективных способов плеопто-ортоптического лечения остается одной из актуальных задач детской офтальмологии, ассортимент предлагаемых функциональных тренировочных процедур всё время расширяется и обновляется технологически. При этом необходима всесторонняя оценка эффективности появляющихся в данной области новых алгоритмов, методик, программ [1, 2, 8-12].

    В большинстве случаев нарушения бинокулярного зрения сопровождаются дисбалансом в работе глазодвигательных систем, что проявляется в виде различных форм косоглазия [4]. Регулярное отклонение зрительной оси одного из глаз от точки фиксации взора приводит, как правило, к снижению остроты зрения – дисбинокулярной амблиопии [3, 6, 7, 12]. С другой стороны, снижение остроты зрения, вызванное патологией световоспринимающего аппарата (поражения сетчатки, проводящих путей, центральных отделов зрительного анализатора) либо светопроводящего аппарата (аномалии рефракции, помутнения оптических сред) может являться причиной нарушения бинокулярного зрения. Более того, поскольку регуляция функций глазодвигательных мышц имеет многоуровневую организацию и получает многочисленные влияния от зрительной и других афферентных систем, сочетание незрелости регуляторных механизмов с имеющимся дефицитом кровоснабжения головного мозга на фоне цереброспинальной травмы, патологических изменений на уровне шейного отдела позвоночника и т.д. может способствовать формированию функциональной недостаточности зрительно-нервного аппарата ребенка, что часто проявляется клинической симптоматикой глазодвигательных нарушений в виде косоглазия [5]. Таким образом, при разработке методов плеопто-ортоптического лечения и оценке их эффективности необходимо учитывать сложные причинно-следственные связи между сенсорными и глазодвигательными нарушениями у пациентов с патологией бинокулярного зрения. В настоящее время, благодаря огромному потенциалу компьютерных комплексов, возможен и другой подход – использование универсальных, но индивидуально адаптируемых методов и процедур. Именно такой подход и был применен при разработке системы для неинвазивной коррекции аккомодационных и бинокулярных нарушений органа зрения человека, адаптированных к степени нарушений и возрастной группе пользователей (СКАБ), оценке эффективности которой посвящено данное исследование.

    Цель

    Оценить эффективность использования системы для неинвазивной коррекции аккомодационных и бинокулярных нарушений органа зрения человека, адаптированных к степени нарушений и возрастной группе пользователей (СКАБ) для повышения остроты зрения и развития бинокулярных зрительных функций у детей.

    Материал и методы

    Исследование проводилось на базе специальной школы-интерната для детей с офтальмопатологией. Всего под наблюдением находилось 56 детей в возрасте от 7 до 15 (в среднем 10,5±1,2) лет.

    В первом модуле предусматривалось предъявление разнообразных динамических цветных пространственно-временных паттернов, предназначенных для активации разных специализированных зрительных каналов. В качестве интерактивного элемента, являющегося ключевым лечебным фактором и позволяющим вовлекать пациентов в процесс лечебных тренингов, применена простая, доступная детям младшего возраста игровая схема – стирание маскирующего изображения для проявления спрятанной картинки.

    Во втором модуле к задаче стирания маскирующего изображения добавляется задача поиска фигуры, задаваемой в качестве эталона.

    Третий модуль, предназначенный для формирования центральной фиксации взора, базируется на той же игровой схеме, но с попеременным предъявлением тестовых фигур то левому, то правому глазу (используются красно-синие очки и цвет фигур меняется с красного на синий и наоборот). Таким образом, чтобы вовремя обнаружить искомую фигуру, пациент должен фиксировать то левым, то правым глазом.

    В четвертом модуле, развивающем способность к совмещению левого и правого изображений, каждая игровая фигура состоит из элементов, предъявляемых только левому, только правому и обоим глазам. Таким образом, игровая схема требует от пациента слияния всех этих элементов – бинокулярного совмещения.

    До начала занятий всем детям проводился стандартный офтальмологический осмотр, включавший определение рефракции, корригированной остроты зрения для дали и для близи, запаса относительной аккомодации, характера зрения, величины угла косоглазия. В качестве плеопто-ортоптического лечения использовали четыре модуля компьютерного программного комплекса СКАБ. Группы пациентов, занимавшихся с программой только какого-либо одного модуля или с разными модулями, последовательно формировались прежде всего в зависимости от диагноза и показателей зрительных функций.

     Группа детей, занимавшихся с программой первого модуля (многопараметрическая стимуляция глаза), включала 21 пациента в возрасте 9-11 лет с диагнозами: рефракционная амблиопия на фоне астигматизма – гиперметропического (5 чел.) и миопического (6 чел.); дисбинокулярная амблиопия на фоне содружественного косоглазия – сходящегося при гиперметропической рефракции (5 чел.) и расходящегося при миопической рефракции (1 чел.); частичная атрофия зрительного нерва на фоне миопического астигматизма и вторичного расходящегося косоглазия (4 чел.).

    С программой второго модуля (развитие остроты зрения) занималась группа детей, включавшая 22 чел. в возрасте 8-10 лет с диагнозами: рефракционная амблиопия на фоне астигматизма гиперметропического (3 чел.), миопического (3 чел.) и смешанного (2 чел.); дисбинокулярная амблиопия на фоне содружественного косоглазия, сходящегося при гиперметропической рефракции (8 чел.) и расходящегося при миопической рефракции (1 чел.); частичная атрофия зрительного нерва на фоне вторичного сходящегося косоглазия при гиперметропической рефракции (2 чел.) и на фоне вторичного расходящегося косоглазия при миопической рефракции (3 чел.).

    Группа детей, занимавшихся с программой третьего модуля (формирование центральной фиксации взора), включала 15 чел. в возрасте от 8 до 15 лет с содружественным косоглазием. При этом 4 пациента занимались до этого с упражнениями 1-го модуля и 2 чел. – программой 2-го модуля. Из 15 пациентов данной группы 9 чел. имели сходящееся содружественное косоглазие на фоне гиперметропической рефракции и 6 чел. – расходящееся содружественное косоглазие на фоне миопической рефракции. Угол косоглазия по Гиршбергу у пациентов данной группы составлял от 5° до 10°. Характер зрения при исследовании с расстояния 5 метров у 7 чел. данной группы был монокулярным и у остальных 8 чел. – одновременным. Характер зрения при исследовании с расстояния 1 м был бинокулярным у 6 чел. и у остальных 9 чел. – одновременным.

    С программой четвертого модуля (развитие совмещения изображений) занимались 15 пациентов в возрасте от 9 до 14 лет с косоглазием и гетерофорией. При этом 5 пациентов занимались на предыдущем этапе тренировок с программой 1-го модуля и 6 пациентов – с программой 2-го модуля. Из 15 пациентов данной группы содружественное аккомодационное сходящееся косоглазие наблюдалось у 3 пациентов и оперированное содружественное сходящееся косоглазие – еще у 3 пациентов на фоне гиперметропической рефракции. Расходящееся оперированное косоглазие было у 3 пациентов и экзофория – у 6 пациентов на фоне миопической рефракции. Величина угла косоглазия по Гиршбергу у пациентов данной группы не превышала 5°, величина гетерофории по кавер-тесту была не больше 10°. Характер зрения при исследовании с расстояния 5 метров у 4 чел. данной группы был монокулярным и у остальных 11 чел. – одновременным. Характер зрения при исследовании с расстояния 1 м был бинокулярным у 8 чел. и у остальных 7 чел. – одновременным. Тренировки с первым и вторым модулями проводились без использования сепарации изображений, отдельно для каждого глаза. В третьем и четвертом модулях использовалась цветовая технология сепарации изображений для левого и правого глаз (посредством красно-синих очков). Тренировки проводились по 5-7 минут, курс включал 10 сеансов в течение двух недель.

    Результаты

    Основные результаты использования комплекса СКАБ представлены в табл. 1-4. В ходе работы с первыми двумя модулями за короткое время было получено заметное повышение остроты зрения для дали и близи, а при работе с третьим и четвертым модулями, направленными на улучшение бинокулярных функций, значительно увеличилось число пациентов с одновременным и бинокулярным характером зрения. Например, из 6 пациентов, имевших монокулярный характер зрения для дали и занимавшихся по третьему модулю, у пяти характер зрения стал одновременным и лишь у одного остался монокулярным. При работе с четвертым модулем устойчивого бинокулярного зрения для близи удалось добиться у 14 пациентов из 15 (табл. 4).

    Обсуждение

    Анализируя полученные данные, нужно отметить достоверное повышение корригированной остроты зрения как для дали, так и для близи (р<0,05) и увеличение объема аккомодации (р<0,01) у детей, занимавшихся с первым и вторым модулями комплекса. В группах детей, занимавшихся с третьим и четвертым модулями комплекса СКАБ, существенно увеличилось количество детей с бинокулярным характером зрения; при этом наблюдалась небольшая положительная динамика показателей корригированной остроты зрения и аккомодации. Протестированные модули представляют собой интересную новую реализацию тренировочной схемы для стимуляции совместной работы двух глаз и формирования центральной бинокулярной фиксации. Предъявление стимула поочередно на левый и правый глаз используется для формирования бинокулярного зрения.

    Заключение

    Испытания комплекса СКАБ показали эффективность первого и второго модулей в отношении повышения остроты зрения и улучшения аккомодационной способности глаз, а третьего и четвертого модулей – в улучшении состояния бинокулярных функций. Таким образом, данные программные модули компьютерного комплекса СКАБ можно рекомендовать в качестве средства плеопто-ортоптического лечения для пациентов с амблиопией и различными нарушениями бинокулярного зрения.

    Работа выполнена при поддержке гранта Минобрнауки России RFMEF160414X0076.


Страница источника: 231-235

Фемтосекундные технологии в офтальмологии Юбилейная всероссийская научно-практическая конференцияФемтосекундные технологии в офтальмологии Юбилейная всеросси...

Федоровские чтения - 2017 XIV Всероссийская научно-практическая конференция с международным участиемФедоровские чтения - 2017 XIV Всероссийская научно-практичес...

Федоровские чтения - 2017 Сателлитные симпозиумы в рамках XIV Всероссийской научно-практической конференцииФедоровские чтения - 2017 Сателлитные симпозиумы в рамках XI...

Актуальные проблемы офтальмологии XII Всероссийская научная конференция молодых ученыхАктуальные проблемы офтальмологии XII Всероссийская научная ...

Восток – Запад 2017 Международная научно-практическая конференция по офтальмологииВосток – Запад 2017 Международная научно-практическая конфер...

Белые ночи - 2017 Сателлитные симпозиумы в рамках Международного офтальмологического конгресса Белые ночи - 2017 Сателлитные симпозиумы в рамках Международ...

Новые технологии в контактной коррекции.  В рамках  Всероссийской научно-практической конференции «Новые технологии в офтальмологии - 2017»Новые технологии в контактной коррекции. В рамках Всеросси...

Новые технологии в офтальмологии -  2017 Всероссийская научно-практическая конференция Новые технологии в офтальмологии - 2017 Всероссийская научн...

XVI Всероссийская школа офтальмологаXVI Всероссийская школа офтальмолога

Сателлитные симпозиумы в рамках конференции «Современные технологии лечения витреоретинальной патологии - 2017»Сателлитные симпозиумы в рамках конференции «Современные тех...

Современные технологии лечения витреоретинальной патологии - 2017 ХV Научно-практическая конференция с международным участиемСовременные технологии лечения витреоретинальной патологии -...

«Живая хирургия» в рамках конференции «Современные технологии лечения витреоретинальной патологии - 2017»«Живая хирургия» в рамках конференции «Современные технологи...

Роговица I. Ультрафиолетовый кросслинкинг роговицы в лечении кератоэктазий Научно-практическая конференция с международным участиемРоговица I. Ультрафиолетовый кросслинкинг роговицы в лечении...

Сателлитные симпозиумы в рамках ХIV ежегодного конгресса Российского глаукомного обществаСателлитные симпозиумы в рамках ХIV ежегодного конгресса Рос...

Сателлитные симпозиумы в рамках конференции Современные технологии катарактальной и рефракционной хирургии - 2016Сателлитные симпозиумы в рамках конференции Современные техн...

«Живая» хирургия в рамках конференции Современные технологии катарактальной и рефракционной хирургии - 2016«Живая» хирургия в рамках конференции Современные технологии...

Современные технологии катарактальной и рефракционной хирургии - 2016Современные технологии катарактальной и рефракционной хирург...

Сателлитные симпозиумы в рамках IX Российского общенационального офтальмологического форумаСателлитные симпозиумы в рамках IX Российского общенациональ...

На стыке науки и практикиНа стыке науки и практики

Федоровские чтения - 2016 XIII Всероссийская научно-практическая конференция с международным участиемФедоровские чтения - 2016 XIII Всероссийская научно-практиче...

Актуальные проблемы офтальмологии XI Всероссийская научная конференция молодых ученыхАктуальные проблемы офтальмологии XI Всероссийская научная к...

Восток – Запад 2016 Научно-практическая конференция по офтальмохирургии с международным участием Восток – Запад 2016 Научно-практическая конференция по офтал...

Белые ночи - 2016 Сателлитные симпозиумы в рамках Международного офтальмологического конгресса Белые ночи - 2016 Сателлитные симпозиумы в рамках Международ...

Невские горизонты - 2016 Научная конференция офтальмологовНевские горизонты - 2016 Научная конференция офтальмологов

Сателлитные симпозиумы в рамках научной конференции офтальмологов «Невские горизонты - 2016»Сателлитные симпозиумы в рамках научной конференции офтальмо...

Новые технологии в офтальмологии 2016 Всероссийская научно-практическая конференция Новые технологии в офтальмологии 2016 Всероссийская научно-п...

Витреоретинальная хирургия. Макулярный разрывВитреоретинальная хирургия. Макулярный разрыв

Современные технологии лечения витреоретинальной патологии - 2016 ХIV Научно-практическая конференция с международным участиемСовременные технологии лечения витреоретинальной патологии -...

Совет экспертов, посвященный обсуждению первого опыта использования новой офтальмологической системы CENTURION®Совет экспертов, посвященный обсуждению первого опыта исполь...

HRT/Spectralis* Клуб Россия 2015 – технология, ставшая незаменимой!HRT/Spectralis* Клуб Россия 2015 – технология, ставшая незам...

Три письма пациента. Доказанная эффективность леченияТри письма пациента. Доказанная эффективность лечения

Синдром «сухого» глаза: новые перспективыСиндром «сухого» глаза: новые перспективы

Многоликий синдром «сухого» глаза: как эффективно им управлять?Многоликий синдром «сухого» глаза: как эффективно им управлять?

Прошлое... Настоящее! Будущее?Прошлое... Настоящее! Будущее?

Проблемные вопросы глаукомы IV Международный симпозиумПроблемные вопросы глаукомы IV Международный симпозиум

Секундо В. Двухлетний личный опыт с линзами AT Lisa Tri и AT Lisa Tri ToricСекундо В. Двухлетний личный опыт с линзами AT Lisa Tri и AT...

Инновации компании «Алкон» в катарактальной и рефракционной хирургииИнновации компании «Алкон» в катарактальной и рефракционной ...

Применение устройств HOYA iSert Toric. Применение торических ИОЛ HOYA iSert Toric в рефракционной хирургии катарактыПрименение устройств HOYA iSert Toric. Применение торических...

Рейтинг@Mail.ru