УДК:617.76

Жировая клетчатка глазницы

1МНТК «Микрохирургия глаза» им. акад. С.Н. Федорова» Минздрава РФ
2Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова

В фундаментальных руководствах по офтальмологии и анатомии органа зрения не уделяется достаточного внимания орбитальной жировой ткани, окружающей глазное яблоко [2]. Данные о ее функции чрезвычайно скудны. До недавнего времени жировая ткань туловища аналогичным образом считалась лишь жировым депо и амортизационной прокладкой между внутренними органами. Тем не менее, исследования последних десятилетий, доказавшие участие клеток жировой ткани в многочисленных эндокринных и иммунных процессах организма, породили огромный научный и практический интерес к этой разновидности соединительной ткани, столь распространенной в организме человека [4, 6, 22, 23]. На данном этапе в изучении жировой ткани прослеживается тенденция перехода от общего к частному, к более детальному изучению отдельных фракций жировой ткани и морфофункциональных характеристик ее клеток. Подтверждением этому служит увеличивающееся число публикаций, посвященных жировой ткани глазницы. Первые обнаруженные нами работы по данной тематике относятся к 90-м гг. прошлого века и отражают исследования, проведенные Г.А. Шилкиным с соавт. Затем интерес отечественных ученых к этой уникальной разновидности жировой ткани снизился, однако за рубежом появляется всё больше новых публикаций, рассматривающих орбитальную жировую клетчатку с точки зрения мультидисциплинарного подхода.

Суммировать накопленные знания об орбитальной клетчатке, представляющие интерес для офтальмологов.

Топография, строение и эмбриогенез

Орбитальная жировая клетчатка глазницы заполняет всё пространство между глазным яблоком, фасциями, нервными стволами, сосудами, железами и стенками глазницы. Она неоднородна по строению, и соединительнотканными перемычками разделена на отдельные сегменты [3, 11]. В мышечной воронке позади тарзоорбитальной фасции располагается центральная часть жировой клетчатки. Кпереди от нее располагается периферическая порция жировой клетчатки, включающая преапоневротическую и медиальную жировую подушку [2, 27]. Выделяют следующие хирургические жировые пространства век. На верхних веках это верхне-наружное (между краем орбиты и верхней поверхностью мышцы, поднимающей верхнее веко) и верхне-внутреннее (между сухожилием верхней косой мышцы и медиальной связкой), разделенные верхней косой мышцей, и наружное пространство, окружающее слезную железу. Жировая клетчатка на нижних веках заполняет внутреннее (между медиальной связкой глаза и началом нижней косой мышцы), среднее (между нижней косой мышцей глаза и дном орбиты) и нижне-наружное (между наружной щечной связкой и фасциальной растяжкой нижней прямой мышцы, идущей к наружной связке век) пространства [5].

Клетчатка глазницы имеет типичное строение жировой ткани и представлена жировыми дольками и тонкими соединительнотканными прослойками между ними. Большинство исследователей относят орбитальную клетчатку к белой жировой ткани [13, 26], однако существуют данные о наличии у нее некоторых характеристик бурого жира [28]. По сравнению с подкожной жировой клетчаткой она имеет более рыхлую структуру и меньшую плотность клеток на единицу площади [5]. Также, по данным Onyimba C. и соавт., адипоциты орбитального жира в целом мельче и менее дифференцированы, чем аналогичные клетки подкожной жировой клетчатки и сальника [20]. Наряду с основными клетками, адипоцитами, в жировой ткани глазницы обнаружены клетки стромально-сосудистой фракции, включающие стволовые и прогениторные клетки, фибробласты, эндотелиальные и иммунные клетки, в частности макрофаги. Благодаря этому данная разновидность жировой ткани способна активно участвовать в воспалительных заболеваниях орбиты. В последнее время наибольшее внимание исследователей привлекают стволовые клетки орбитального жира в виду их общего происхождения со структурами глазного яблока и возможности направленной дифференцировки их в клетки тканей глаза [12, 14, 17].

Морфофункциональные и топографические особенности орбитальной жировой клетчатки складываются уже при развитии эмбриона. Как известно, закладка глаз у человека начинается на третьей неделе эмбриогенеза, однако формирование жировых скоплений начинается лишь на 4 мес. внутриутробной жизни [7]. При этом образование будущего жирового компонента орбиты происходит из разных эмбриональных листков. Медиальная жировая подушка, отличающаяся более светлой окраской, и жировая ткань мышечной пирамиды, служащая ее продолжением, подобно остальным соединительнотканным образованиям глазницы, характеризуются нейроэктодермальным происхождением из нервного гребня [15, 19]. В свою очередь, преапоневротический жир напоминает белую жировую ткань туловища и, вероятно, так же происходит из мезодермы [9].

Роль орбитальной клетчатки при аутоиммунных заболеваниях органа зрения

Структурные изменения клетчатки глазницы и функциональные изменения входящих в ее состав клеток наиболее подробно описаны при эндокринной офтальмопатии. Согласно современным представлениям о патогенезе этого хронического аутоиммунного заболевания в основе морфологических изменений экстраокулярных мышц и орбитальной клетчатки лежит иммуномедиаторное воспаление [5]. Ключевая роль в этом процессе отводится орбитальным фибробластам. Именно эти клетки, активированные аутоантителами к инсулиноподобному фактору роста 1 (IGF-IR), синтезируют ряд факторов, повышающих миграцию Т-клеток [10]. Помимо этого, орбитальные фибробласты начинают активно пролиферировать и секретировать большое количество глюкозаминогликанов. Одна из субпопуляций фибробластов способна к цитокининдуцированной продукции простагландина Е2, интерлейкина 8 и гиалуронана [16]. Накапливаясь между интактными мышечными волокнами и в ретробульбарной клетчатке, эти молекулы приводят к увеличению объема тканей. Дифференцируясь в миофибробласты под действием трансформирующего фактора роста β, эти клетки участвуют в развитии воспаления, регенерации и последующего фиброза. Другая субпопуляция фибробластов способна дифференцироваться в зрелые адипоциты [24, 25], экспрессирующие рецепторы тиреотропного гормона на своей поверхности [9, 24, 25]. Предполагают, что активация таких рецепторов на поверхности орбитальных преадипоцитов запускает образование новых адипоцитов [18]. Интересно, что у пациентов до 40 лет в патологический процесс преимущественно вовлечена ретробульбарная клетчатка, тогда как у пациентов старше 60 лет – глазодвигательные мышцы [1]. Требует дальнейшего уточнения, является ли такая закономерность свидетельством более неблагоприятного течения патологического процесса у молодых пациентов.

Роль орбитальной клетчатки в различной офтальмопатологии

Первые работы, посвященные изучению функций жировой клетчатки глазницы, которые нам удалось обнаружить, были выполнены под руководством Шилкина Г.А. [7, 8]. Гистологическое изучение зачатков глаз эмбриронов и плодов человека на сроках гестации от 3 до 40 недель и микроскопия жировой ткани у пациентов с офтальмопатологией позволили выявить следующие закономерности. При миопии в ретробульбарной клетчатке (РБК) определяются пустоты и тяжи, а на клеточном уровне – снижение числа тучных и эпителиоидных клеток [7]. Для коротких глаз с гиперметропической рефракцией характерно повышенное количество фибробластов, в то же время при гиперметропии отсутствуют тучные клетки. В отличие от нормы с эмметропической рефракцией, при миопии и гиперметропии обнаружено уменьшение количества адипоцитов [21]. Кроме этого, в коротких глазах, а также при глаукоме, наследственных и приобретенных дистрофиях сетчатки наблюдалось уменьшение количества сосудов. Бессосудистые уплотнения РБК также были выявлены у пациентов с микрофтальмом, колобомами хориоидеи, пигментной дегенерацией в сочетании с энофтальмом различной этиологии. Изменение структуры РБК при различной офтальмопатологии дает основание предположить влияние РБК на патологию рефрактогенеза и трофической системы глаза.

Обнаруженные различия в морфологии ретробульбарной жировой клетчатки позволили Шилкину Г.А. с коллегами сделать предположение о ее функциях. РБК регулирует рост и развитие глазного яблока за счет камбиальной зоны склеры и своего тургора, участвует в формировании объема и конфигурации орбиты. Предположительно РБК является поставщиком липидов фоторецепторных мембран, поэтому врожденные и возрастные изменения состава липидов могут быть причиной дистрофий сетчатки [8]. В РБК в значительном количестве обнаружены клетки APUD-системы, которые играют важную роль в регуляции практически всех местных тканевых процессов. Учитывая выделение тучными клетками биологически активных веществ (гистамин, серотонин, гепарин) и ряда ферментов (пептидаза, фосфатаза), возможную секрецию гормонов эпителиоидными клетками, важную роль ненасыщенных жирных кислот как конструктивного компонента нейроэпителия, можно предположить активное участие РБК в анатомо-функциональном развитии глаза [8].

Зарубежные авторы также отмечают отдельные взаимосвязи изменений орбитальной клетчатки с различными патологическими состояниями органа зрения и его вспомогательного аппарата. Так, O. Stojanov с соавт. [26] обнаружили положительную корреляцию между объемом ретробульбарной жировой ткани и внутриглазным давлением. Кроме того, оказалось, что увеличенный объем ретробульбарной жировой клетчатки у тучных людей сопровождается достоверно более высокими значениями внутриглазного давления, чем у людей с нормальной массой тела [26]. Интересно, что при использовании простагландин-содержащих капель (латанопрост, биматопрост или травапрост) в качестве гипотензивной терапии у пациентов наблюдалось снижение средней плотности адипоцитов в центральной жировой подушке по сравнению с контрольной группой [21]. Кроме этого, можно предположить наличие взаимосвязи между локальным изменением метаболизма в глазнице и развитием приобретенного птоза. Основанием для этого служат результаты спектрофотометрического анализа у пациентов с птозом инволютивного характера, демонстрирующие тенденцию к меньшему содержанию у них каротиноидов в преапоневротическом жире [9].

Заключение

Анализ отечественной и зарубежной литературы выявил, что данные о морфофункциональной структуре орбитальной клетчатки, влиянии ее на развитие офтальмопатологии скудны, разрозненны и противоречивы. Это обусловливает актуальность дальнейшего изучения морфологических и функциональных особенностей орбитальной жировой клетчатки с учетом сопутствующих морфометрических параметров глазного яблока и состояния зрительных функций, которое может способствовать открытию новых патогенетических звеньев и терапевтических мишеней для лечения глазной патологии.

Поступила 26.03.2015

Сведения об авторах:

Борзенок Сергей Анатольевич, докт. мед. наук, зав. Центром фундаментальных и прикладных медико-биологических проблем;

Гущина Марина Борисовна, канд. мед. наук, ст. науч. сотрудник, врач-офтальмолог отдела реконструктивно-восстановительной и пластической хирургии;

Афанасьева Дарья Сергеевна, аспирант