Сравнительная оценка результатов имплантации внутрироговичных линз в экспериментальном исследовании

1МНТК «Микрохирургия глаза» им. акад. С.Н. Федорова Росмедтехнологии» Минздрава РФ

Актуальность

В настоящее время все большую популярность обретает имплантация внутрироговичных линз с Целью хирургической коррекции пресбиопии. При детальном ознакомлении с литературой обнаружено, что впервые в 1949 г. профессор из Колумбии Jose I. Barraquer имплантировал внутрироговичную линзу, изготовленную из стекла [10]. В 1995 г. Keates R.H. использовал внутрироговичные имплантаты, изготовленные из гидрогеля при пресбиопии на 5-ти глазах, все пациенты отмечали улучшение зрения вблизи, однако данных об отдаленных послеоперационных результатах в доступной литературе не найдено [12]. В 1996 г. Choyce P. имплантировал ИКЛ из полиметилметакрилата (ПММА) и полисульфона у пациентов с синдромом Фукса и миопией [11]. Среди отечественных офтальмологов разработке метода интраламеллярной пересадки диска донорской роговицы в коррекции аметропий принадлежат работы Беляева В.С., Блаватской Е.Д., Краснова Н.В., Душина М.М. [2, 5, 6]. Верзин А.А. провел изучение возможностей имплантации полимерных внутрироговичных линз для коррекции афакии [3].

Путь развития кераторефракционных операций лежал от биологических гомотрансплантатов [1, 5] к аллотрансплантатам из полимерных материалов, в качестве которых использовались лейкосапфир, различные виды пластмасс, силикон, полиметилметакрилат (ПММА) и др. [4, 7]. Отрицательные результаты экспериментальных исследований биосовместимости интрастромальных линз из непроницаемых материалов (лейкосапфир, полисульфон и др.) привели к необходимости создания изделий для внутрироговичной имплантации с учетом таких факторов, как проницаемость, диаметр, толщина линзы и глубина ее залегания [8, 13]. Сегодня на международном рынке апробированы и доступны к клиническому применению такие модели инлаев, как InVue (Neoptics AG, Hunenberg, Швейцария), Flexivue Microlens (Presbia, Los Angeles, США; Presbia Cooperatief, U.A., Amsterdam, Нидерланды), Kamra (AcuFocus, Ирвин, США), Raindrop (Revision Optics, Lake Forest, США), сконструированные с учетом перечисленных факторов [9, 14-16]. С использованием технических возможностей и производственных мощностей отечественных производителей были смоделированы и изготовлены внутрироговичные линзы (инлаи) выпукло-вогнутой формы диаметром 2 мм толщиной 50 мкм из гидроксиэтилметакрилата (ГЕМА) (ООО «НЭП МГ») и олигоуретанметакрилата (ОУМА) (ООО «Репер-НН»).

Цель – провести доклиническое исследование биосовместимости разработанных внутрироговичных линз из современных полимерных материалов (ГЕМА и ОУМА) в экспериментальном исследовании in vivo и электронно-микроскопическом исследовании.

Задачи:

1. Изучить в сравнительном аспекте изменение гистоморфологических параметров роговицы кролика после имплантации разработанных внутрироговичных инлаев, изготовленных из ГЕМА и ОУМА.

2. Изучить в сравнительном аспекте особенности поверхности разработанных внутрироговичных инлаев, изготовленных из ГЕМА и ОУМА и форму их края.

Материалом для проведения исследования послужили 3 группы кроликов породы шиншилла. Исследования проводились на базе Калужского филиала МНТК «Микрохирургия глаза» им. акад. С.Н. Федорова. В 1 группе экспериментальных животных двум кроликам (2 глаза) имплантировались интракорнеальные линзы, изготовленные из ГЕМА. Во 2 группе экспериментальных животных двум кроликам (4 глаза) имплантировались интракорнеальные линзы, изготовленные из ОУМА. В 3 группе – контрольной – использовались вторые глаза (4 глаза) экспериментальных животных из 1 и 2 групп.

При моделировании эксперимента на животных учитывался факт наличия у кроликов тонких (400 мкм) и больших в диаметре (15 мм) роговиц. Операции проводились под общей анестезией с иммобилизацией животных пеленанием. С помощью кератотомического ножа с микроподачей выполняли насечку, отступя 1 мм от лимба, на глубину 200 мкм, с последующим механическим расслаиванием средних слоев стромы роговицы прямым ножом-расслаивателем, формируя роговичный карман. Инлаи имплантировались в сформированное роговичное ложе, швы не накладывались. На парном глазу формировался роговичный карман, сравнимый с выполненным в опытной группе, без имплантации линзы.

На сроке наблюдения 3 мес. выполняли прижизненную конфокальную микроскопию на приборе ConfoScan 4 (Nidek, Япония) с последующим выведением животных из эксперимента для исследования энуклеированных глаз с помощью метода световой микроскопии. При этом материал фиксировали в 10% растворе нейтрального формалина, промывали проточной водой, обезвоживали в спиртах восходящей концентрации и заливали в парафин. Выполняли серии гистологических срезов с применением окраски гематоксилин-эозином. Препараты изучались под микроскопом фирмы Leica DM LВ2 с камерой DFC 320 при 50-, 100-, 200-, 400-кратном увеличении с последующим фотографированием. Морфологические исследования выполнены на базе лаборатории патологической анатомии и гистологии глаза (зав. лабораторией – к.м.н. Шацких А.В.).

Материалом для проведения электронно-микроскопического исследования послужили интактные внутрироговичные линзы, изготовленные из ГЕМА (1 линза) и ОУМА (1 линза). Разработанные изделия фиксировались к столику с помощью карбонового скотча с последующим напылением золотом. Полученные образцы изучались с помощью электронно-ионного микроскопа «Quanta 200 3D» (FEI Company, США). Сканирующая электронная микроскопия выполнялась на базе лаборатории анатомии микроорганизмов ГУ НИИ эпидемиологии и микробиологии им. Н.Ф. Гамалеи.

Результаты

На сроке наблюдения 3 мес. во всех исследуемых группах роговица была прозрачной, случаев васкуляризации или воспалительной реакции обнаружено не было, в опытных группах положение имплантированных линз с роговичном кармане было стабильным.

При проведении прижизненной конфокальной микроскопии в 1 группе (2 глаза) и 2 группе (2 глаза) отмечалась активация кератоцитов, визуализировались единичные волокна коллагена, имплантированная линза определялась в виде гиперрефлективной зоны в средних слоях стромы роговицы со снижением плотности клеточных элементов вокруг (рис. 1), задний эпителий во всех глазах опытных групп оставался интактным. В 1 группе (2 глаза) отмечалась неполная прозрачность экстрацеллюлярного матрикса вокруг имплантата. В группе 3 (4 глаза) визуализировалась незначительная активация кератоцитов, которая являлась следствием нанесения операционной травмы. Другие слои роговицы оставались интактными.

При проведении световой микроскопии, как видно на рис. 2, в 1 группе (2 глаза) и 2 группе (2 глаза) визуализировалось ложе инлая. Вокруг ложа в обеих группах выявлялась активация клеток, предположительно собственных кератоцитов. Эпителий и эндотелий – без видимых изменений в зоне расположения инлая и вне этой зоны. В 3 группе (4 глаза) на всех препаратах – без значительных изменений во всех слоях роговицы. На рис. 3 визуализируется линия вреза (ход сформированного роговичного кармана) окруженная разреженной стромой с утолщением эпителия над ним (табл.).

На рис. 4 и 5 представлена сканирующая электронная микроскопия поверхности и края интактных линз из ГЕМА и ОУМА, на которой визуализируется гладкая поверхность без видимых зазубрин, впадин или выступающих над остальной поверхностью линзы участков. Однако, при исследовании в сравнительном аспекте формы края разработанных изделий, у внутрироговичных линз из ГЕМА визуализировался неровный, зазубренный край, что, возможно, связано с техническими особенностями изготовления разработанных изделий. При этом у линз из ОУМА форма края была ровная, без видимых зазубрин. Обнаруженная нами особенность краевой поверхности разработанных изделий, возможно, является причиной обнаружения в 1 группе неполной прозрачности экстрацеллюлярного матрикса вокруг имплантата при выполнении конфокальной микроскопии.

Заключение

Таким образом, при проведении доклинического исследования биосовместимости внутрироговичных линз из современных полимерных материалов (ГЕМА и ОУМА) в экспериментальном исследовании in vivo и электронно-микроскопическом исследовании, было выявлено, что разработанные изделия не вызывают выраженного клеточного и тканевого ответа роговицы кролика, визуализируемого методами прижизненной конфокальной и световой микроскопии. Однако неровная, зазубренная форма края изделий, изготовленных из ГЕМА, обусловленная, по-видимому, технически более сложной технологией изготовления («точение»), может вызывать несколько большую активацию клеток вокруг ложа роговицы и умеренное уплотнение стромы вокруг линзы, в сравнении с изделиями, изготовленными из ОУМА.

«Живая» хирургия в рамках XVI Всероссийской конференции с международным участием «Современные технологии катарактальной и рефракционной хирургии»«Живая» хирургия в рамках XVI Всероссийской конференции с ме...