Online трансляция


Трансляция симпозиумов в рамках Международного офтальмологического конгресса
Белые ночи
Белые ночи
Санкт-Петербург
29 мая - 2 июня 2017 г. Трансляция проводится из двух залов:
Зал «Стрельна»
Зал «Санкт-Петербург»


Международная конференция по офтальмологии
Восток–Запад
Восток–Запад
Уфа
8 - 9 июня 2017 г.

Партнеры


Valeant thea
Allergan Фокус
santen tradomed
sentiss



Издания


Российская офтальмология онлайн Российская
Офтальмология Онлайн

№ 24 2017
№ 23 2016
№ 22 2016
№ 21 2016
...
Журнал Офтальмохирургия Журнал
Офтальмохирургия

№ 1 2017 г.
№ 4 2016 г.
№ 3 2016 г.
№ 2 2016 г.
...
Журнал Новое в офтальмологии Новое в
офтальмологии

№ 1 2017 г.
№ 4 2016 г.
№ 3 2016 г.
№ 2 2016 г.
...
Российская детская офтальмология Российская
детская офтальмология

№ 1 2017
№ 4 2016
№ 3 2016
№ 2 2016
...
Современные технологии в офтальмологии Современные технологии
в офтальмологии

№ 1 2017
№ 5 2016
№ 4 2016
№ 3 2016
...
Восток – Запад Восток - Запад.
Точка зрения

Выпуск 4. 2016
Выпуск 3. 2016
Выпуск 2. 2016
Выпуск 1. 2016
...
Новости глаукомы Новости
глаукомы

№1 (41) 2017
№1 (37) 2016
№1 (33) 2015

....
Мир офтальмологии Мир офтальмологии
№1 (33) Март 2017
№ 6 (32) Декабрь 2016
№ 5 (31) Октябрь 2016
№ 3 (29) Июнь 2016
....


facebooklogo     youtubelogo



Сборники статей


 Реферат RUS  Реферат ENG  Литература  Полный текст

История очков


1----------

     Поиски изобретателя очков.

    Вымышленный изобретатель очков Salvino d ’Armati

    Когда было изобретено книгопечатание (1440), сразу появилось много книг. Они быстро распространялись по всем странам и пробудили в массах желание уметь читать и выучиться писать.

    Тогда и очки стали для многих людей старшего возраста обязательно необходимым предметом. Польза очков становилась более очевидной. Появился интерес к истории очков: стали искать того, кто изобретением очков оказал человечеству такое великое благодеяние.

    В XVII столетии два уже ранее упомянутых итальянских ученых, Dati и Redi, стараются отыскать изобретателя очков. Им удалось найти в пизанском монастырском архиве указания на то, что монах Spina умел делать очки. Но как уже было сказано, Spina не может считаться изобретателем очков, потому что в монастырской хронике ясно о нем сказано, что он научился делать очки, увидав или же услыхав о них.

    Есть еще одна известная книга того же самого века: С.А. Маnzini, «L’occhiali all occhio» (очки для глаз), Bologne, 1650. Его автор признается в том, что все его усилия найти какие – нибудь сведения о первом изобретателе очков не увенчались успехом.

    В 1738 г. появилась знаменитая книга Manni «Trattato istorico degli occhiali da naso». Она, выражаясь словами Albertotti и Greeffa, и до сего дня остается важным источником, из которого черпают все, кто только интересуется историей очков.

    Manni (1690 – 1788) делал видимые усилия прославить свою родину Флоренцию. Он старается доказать, что Флоренция была родиной изобретателей и микроскопа, и термометра, и очков. В своей вышеупомянутой книге он старается доказать, что изобретателем очков был Salvino d’Armati. Утверждая это, он опирается на книгу антиквара флорентинца Leopoldo del Migliore «Firence citta nobilissima illustrate» (1684).

    В этой книге Migliore, говоря об одной флорентийской церкви (s. Maria Maggiore), пишет, что у него имеется рукописный список лиц, похороненных в этой церкви. В этом списке будто бы сказано, что в церкви был памятник с такой надписью: «Здесь покоится Salvino d’Armato, изобретатель очков. Господи, отпусти ему грехи. 1317 г.».

    Далее Manni заявляет, что, по слухам, этот памятник еще существует. По этому поводу Greeff высказывает удивление, как это Manni, живи во Флоренции, довольствовался слухами, а не поспешил пойти сам посмотреть своими глазами на памятник такого благодетеля человечества, имя которого в течение 450 лет оставалось всеми забытым. Он даже не постарался сам увидеть и вышеупомянутый список похороненных. И этого единственного документа, кроме самого Migliore, никто другой не видал, и нигде в другом месте о нем не упоминается.

    Следует обратить внимание на то, что Dati в своих трудах совсем не упоминает о своем соотечественнике Salvino d’Armati.

    После появления книги Migliore, во всех путеводителях по Флоренции, во всех ее описаниях упоминается этот памятник воображаемого изобретателя очков. В настоящее время в церкви s. Maria Maggiore действительно есть памятник. Однако Albertotti, исследовав историю существующего памятника, нашел, что он был поставлен в монастыре s. Maria Maggiore только в 1841 году, должно быть, в ожидании состоявшегося в этом году во Флоренции международного съезда ученых. В 1891 году, при разрушении монастыря, памятник был перенесен в самую церковь, и каменная подставка была заменена повою.

    Памятник сделан из мрамора и состоит из камня с вышеупомянутой надписью и из бюста. По мнению Albertotti, этот бюст относится ко временам упадка Рима и представляет копию с античной греческой скульптуры.

    Greeff приходит к выводу, что документ, на который ссылается Migliore, и упоминаемый в этом документе памятник, равно как и имя d’Armati, вымышлены. И усилия Manni возвеличить Флоренцию есть только проявление его местного провинциального патриотизма. А теперешний памятник возник из желания флорентийцев похвастаться перед иностранными учеными, которых ожидали во Флоренции на съезд в 1841 г. Итальянский историк и археолог del Lungo, говоря о памятнике Salvino d’Armati, заявляет, что пора уже было бы разрушить этот подложный памятник.

    Тяжба патриотов об изобретателе очков.

    Венеция – предполагаемая родина очков.

    Выше мы видим два важных города Италии – Пизу и Флоренцию, оспаривающих друг у друга изобретателя очков. Rеdi старается доказать, что честь изобретения очков принадлежит городу Пизе, a Dati в особенности Manni, хотят эту честь приписать Флоренции.

    Нет недостатка в других примерах подобных же усилий вымышленными историями, догадками и будто бы фактами присвоить изобретателя очков своему краю или своей национальности.

    Так, еще в 1692 г. Molyneux заявил, что не названное лицо, которое не захотело открыть тайну выделки очков Spina’е, был также монах и не кто иной как его, Molyneux’a, соотечественник – англичанин Roger Bacon, который, благодаря своим познаниям в оптике, был единственным, кто бы это сумел сделать.

    С мнением Molyneux’а соглашаются Robert Smith, Pansier, Bock, Bourgeois и другие. Pansier полагает, что Bacon в старости, когда уже не мог читать, обязательно должен был вспомнить свои опыты, вспомнить о том, что сегменты шара могут увеличивать шрифт и что он обязательно должен был изобрести очки. Pansier говорит, что Bacon много претерпел от невежд и не имел к ним доброго расположения. «Жалею, – говорил Bacon, – что положил столько хлопотливого труда для науки, истина горька каждому неучу, «et malus semper ignorans». Он видел, как его книги, по приказанию начальства, были скованы в Оксфордской библиотеке цепями и отданы на съедение червям, и не имел большого желания распространять свое изобретение. Его недоразумения с папами сделали его имя непопулярным, а потому изобретение очков распространилось, а имя изобретателя оказалось забытым. Гентский (Gand) оптик Caesemacker силится доказать, что за изобретение очков мир должен быть благодарен его родине, – Нидерландам. Он точно так же говорит, что очки изобрел Bacon. Но, по его словам, Bacon был не англичанин, а валлон, ибо родился в северной Франции. Он дружил с другим таким же валлоном, гентским епископом Goethals’oм («Doctor solemnis») и подарил ему очки своего изобретения, сделанные из валлонского стекла. В 1285 г. Goethals был послан по делам его ордена в Рим. Во время его путешествия умер папа; поэтому Goethals остался в Пизе в ожидании выбора нового папы. В Пизе он познакомился с монахом Spina и показал ему изобретенные Васоn’ом очки. Но так как Bacon в то время сидел в тюрьме, то его имя было неприятно священникам и потому не было упомянуто. Таким образом, изобретение Васоn’а попало в Италию.

    Вся эта история показалась Hirschberg’y подозрительной, похожей на детективный роман. Поэтому он обратился к профессору офтальмологии Гентского университета D. van Duyse, который, исследовав дело, удостоверился, что автором упомянутого труда был не оптик Саеsеmасkег, а журналист Sсhе11inск, что некоторые документы, на которые в этой работе ссылаются, подложны или нарочно вымышлены и что вся работа представляет литературную мистификацию, сочиненную в пользу оптика Саеsеmасkег’а.

    Таким образом, все усилия найти подлинного изобретателя очков не увенчались успехом. Весьма вероятно, что изобретение очков совсем не может быть связано с чьим бы то ни было именем. Некоторые физики (Priestley, Poggendorff) и офтальмологи (Hirschberg, Greeff) полагают, что изобретение очков могло произойти совершенно случайно при манипулировании кусочками шлифованного стекла.

    Время изобретения постепенно назрело. Научные основы были заложены успехами в оптике, которые сделали араб Alhazen, поляк Vitello и англичанин Bacon. Техника шлифовки была известна древним египтянам и грекам. Техническая сторона производства стекла все совершенствовалась. Кое – где (в Венеции) научились делать прозрачное, бесцветное стекло. При отливке церковных оконных стекол (specularis) могли попасться и плосковыпуклые с фокусным расстоянием в 2 – 1 метра (CI. du ВоisReymond). Окошечки в раках мощей и дарохранительницах бывали из шлифованного берилла или хрусталя. Могли заметить увеличительное действие такого плосковыпукло отшлифованного хрусталя.

    Равным образом то же самое мог заметить какой – нибудь рабочий или мастер стекольного завода или же даже многие из них. Возможно, что значение такого наблюдения сразу совсем не было понято и только впоследствии была оценена польза такого эмпирического изобретения. По мнению Сl. du ВоisRеуmоnd’a, одна – другая чечевица могла быть в употреблении в целях увеличения – еще в древности.

    Открытие это не распространялось долгое время не потому, что его польза была неизвестна, но скорее потому, что оно мало кому было нужно.

    По мнению Gгееffa, изобретение очков скорее всего имело место в Венеции или на острове Мурано близ Венеции, где производство стекла в те времена было наиболее совершенным. Трудно сказать, помогла ли здесь сколько – нибудь книга Васоn’а («Opus majus»), которая в 1267 г. была послана папе из Парижа в Италию, или же и без этого в просвещенной Венеции, с ее высоко развитым искусством и техникой в области производства и обработки стекла, удалось совершенно бессознательно и случайно получить первое увеличительное стекло для очков.

    Таким образом, Венеция осуществила теоретически найденную учеными истину, что выпуклые стекла преломляют свет и действуют увеличивающим образом. Осуществлением этой истины Венеция оказала человечеству громадное благодеяние, предоставив людям средство, которое избавило их от необходимости в старости терять связь с книгой и наукой.

    В Венеции производство очков процветало в течение многих столетий. Здесь уже в 1300 и 1301 гг. верховный совет нашел необходимым регулировать это производство, запретив употреблять для очков обыкновенное стекло дешевого сорта в место хрустального.

    Здесь же сохранились древнейшие упоминания об очках в литературе и искусстве. В Тревизе, недалеко от Венеции, находится церковь со стенной живописью и фресками от 1352 г., изображающими монахов в очках. В Вероне находится Palazzo Canossa XVI в., мотивами для фресок которого служат, между прочим, также и очки.

    Изобретение очков осталось не связанным с чьим – либо именем. В самой Венеции никто не помнит изобретателя. Спустя некоторое время стали думать, что очки существуют уже от времени Христа.

    Художники стали изображать на своих картинах людей тех древних времен с очками. Особенно любили рисовать с очками св. Иеронима. Он даже сделался патроном мастеров и продавцов очков и оптиков. Еще в 1660 г. в Венеции на вывеске одной лавки, торговавшей очками, было изображение св. Иеронима с надписью: «Св. Иерониму, изобретателю очков» («s. Girolamo inventore degl’ occhiali»).

    Очки для старчески дальнозорких и для близоруких.

    Действие очков и людские предрассудки.

    Глазные врачи XVI – XVIII веков Первые очки были из выпукло шлифованного стекла. Сначала употреблялось только одно увеличительное стекло (монокль) с ручкой для того, чтобы держать его при чтении над книгой, как догадывались Alhazen и Bacon, или же перед глазом. Спустя недолгое время начали выделывать двойные стекла, – бинокли, которые держали у обоих глаз, близко к ним. Это были большие круглые стекла в металлической оправе. Каждое из них имело ручку. Обе ручки были соединены между собою. Такой бинокль можно было держать за ручки перед глазами, можно было его надеть себе на нос. Относительно вида первоначальных очков мы можем судить по картинам, из которых древнейшая находится в церкви г. Тревизы и относится к 1352 г. Savonarola в одной из своих проповедей (1490 г.) советует пристегивать очки к шапке, так как с носа они легко падают. Такой способ был удобен только князьям, которым не нужно, здороваясь, снимать шапку (Воек), или же в странах Востока, где при приветствии шапки не снимают.

    Обычай носить очки прикрепленными к шапке долго был распространен в Персии.

    Все это были очки для старчески дальнозорких или для чрезмерно дальнозорких (гиперметропов).

    Вогнутые очки для близоруких были изобретены значительно позднее. Первый сохранившийся документ относительно вогнутых стекол относится к XVI столетию и представляет собою портрет папы Льва X, писаный Рафаэлем между 1517 – 1519 г. Лев X был близоруким и пользовался очками на охоте, которую любил, и в других случаях. Далее, вогнутые очки упоминает физик Joannes, епископ кентерберийский, в своей книге «Perspectiva communis» (1542 г.). Парижский профессор Hollerius (умер в 1563 г.) был первым врачом, который назначал близоруким вогнутые стекла.

    Каким образом очки помогают зрению, долгое время было совсем неизвестно. Упомянутый Hollerius, в свое время знаменитый врач, в книге «De morbis internis» (напечатана в 1571 г. после его смерти) объясняет, что «зрительный дух» («spiritus visorius») у близоруких слишком жидок, а у старых людей слишком густ. Поэтому близорукие видят мельчайший предмет, но только вблизи. Более же густой «дух» старых людей способен видеть отдаленные и крупные предметы. Очки являются средством, дающим возможность при помощи выпуклых стекол уменьшать буквы и другие предметы, когда они рассматриваются с близкого расстояния, а посредством вогнутых стекол – увеличивать их при рассматривании издали.

    Из этих рассуждений ясно, что польза от очков была известна более эмпирически, чем теоретически.

    В народе сложился взгляд, что очки могут сделать более острым зрение любого человека. Создалось даже особое убеждение, что, желая что – нибудь яснее увидеть, надо смотреть через очки. Об этом свидетельствуют выражения: «надень очки и посмотри», или «это и без очков можно видеть», и т. п.

    Большие стекла перед глазами с длинными ручками не могли не казаться смешными. И действительно, очки, точно так же как и люди в очках, часто бывали объектом насмешек и темой для карикатур и сатиры (рис. 1). Мало того: темный народ смотрел на очки с недоверием и опасением. Действие очков казалось ему связанным с какой – то таинственной волшебной силой. О Roger Bacon’e еще спустя триста лет Record (1551 г.) рассказывает, что при шлифовке стеклянной чечевицы ему помогал дьявол, так как через такое стекло можно было видеть удивительные и невидимые вещи. Не один из первых пользовавшихся очками людей был подозреваем в сношениях с нечистым.

    Такое измышление дьявола могло ввести человека в заблуждение, обмануть его. Отсюда происходит употребляемое в некоторых местах выражение: «хочет мне втереть очки» в смысле «хочет меня надуть».

    Подобный взгляд на таинственное, чудесное действие очков держался очень долго. Еще в 1823 г. чудесные очки помогли пророку религиозной секты мормонов J. Smithf’у прочитать иероглифы – откровения и написать священную книгу мормонов.

    Врачи точно так же не знали сущности действия очков. Поэтому неудивительно, что большинство из них долго с презрением смотрели на очки. Не получивший высшего образования, но хороший хирург и практик по глазным болезням George Bartisch (1535 – 1606), который первый написал на немецком языке учебник глазных болезней («Ophtalmodouleila», 1583 г.), запрещает носит очки. Очки вредны для глаз, говорит он. Гораздо лучше и полезнее не привыкать к очкам и стараться обходиться без них. Для предупреждения необходимости носить очки Bartisch дает пить порошки, примочку для глаз (укропный чай и тому подобное) и т. д.

    Руководство Bartisch’a более ста лет было в большом употреблении, а отрицательный взгляд врачей на очки продержался вплоть до XIX в.

    В XVI – XVII вв. редкий врач занимался специально лечением глаз. Считалось, что человеку ученому, знакомому с Аристотелем и Галеном, не подобает заниматься какой бы то ни было работой, кроме умственной. Для врача считалось унизительным занятие хирургией.

    Лучшие хирурги точно так же избегали глазных операций. Эта область была предоставлена операторам мочевых камней – цирульникам, банщикам и шарлатанам (barbitonsores, balneatores).

    Теоретической подготовки они не имели.

    Большинство из них были «stulti et solidi», говорит Guy de Chauliac. Они ходили из города в город, предлагая на базарах и других общественных местах свои услуги легковерным пациентам, которым они продавали порошки, примочки, мази, кое – кому сталкивали катаракту, производили каутеризацию слезной фистулы и исчезали так же быстро, как и появлялись, не ожидая результатов произведенных ими операций.

    Открытия Kepler’а. Очки и врачи.

    В начале XVIII столетия J. Kepler (1571 – 1630) первый изучил законы преломления света при прохождении его через сферические стекла и положил научное основание диоптрике вообще и в особенности физиологической диоптрике глаза.

    Было уже выше упомянуто, что Alhazen (около 1100 г.) утверждал, что не глаз является источником света, но что, наоборот, свет, излучаясь от внешних предметов, проникает в глаз. Но он ошибался, полагая, что изображения видимых предметов образуются на передней поверхности хрусталика. Еще 500 лет спустя подобного же мнения держался итальянский физик Porta (1540 – 1615), хотя он и сравнивал глаз с им самим изобретенной Camera obscura.

    Maurolycus (1494 – 1577) впервые сравнивает хрусталик глаза со стеклянной чечевицей и утверждает, что он преломляет лучи по направлению к своей оси.

    Но каким образом осуществляется зрение, для него осталось неясным. Несколько ближе к истине подошел базельский профессор врач Plater, который утверждал, что хрусталик есть приспособление для преломления лучей, а процесс зрения происходит в сетчатке.

    Лишь Kepler высказывает вполне правильный взгляд на процесс зрения. Он говорит, что пучок или конус лучей, исходящих от любой точки внешнего предмета, преломившись в роговой оболочке глаза и в хрусталике, снова собирается в одну точку на сетчатке и что таким образом на сетчатке глаза образуется обратное изображение внешнего предмета.

    Несколько лет спустя это положение было подтверждено интересными опытами иезуита Scheiner’a.

    Обнажив сетчатку в глазу животных с задней стороны, он увидел на ней оптические изображения внешних предметов. Подобный же опыт с глазом человека он проделал в 1625 г. в Риме. Kepler выяснил, что предмет должен находиться на определенном расстоянии от глаза, чтобы на сетчатке образовалось отчетливое изображение. Для близорукого глаза предмет должен находиться близко к глазу, а для дальнозоркого – далеко. Когда это было выяснено, то тем самым был выяснен вопрос, почему одним людям помогают отчетливее видеть вогнутые, а другим – выпуклые стекла.

    Установленные Кер1ег’ом законы диоптрики имеют силу и в настоящее время. Однако некоторые вопросы, связанные с процессом зрения, особенно приспособление глаз к различным расстояниям или их аккомодация, остались самому Kepler’y неясными.

    Поэтому нет ничего удивительного в том, что еще сто с лишним лет разными авторами предлагались различные парадоксальные и противоречащие одна другой теории.

    И на практике врачи не могли воспользоваться выясненной Кер1ег’ом сущностью действия очков.

    Все еще оставалось неясным, почему различным людям необходимы неодинаково шлифованные стекла. Например, неизвестно было, почему одним близоруким были нужны для того, чтобы хорошо видеть вдаль, вогнутые стекла, другим же – выпуклые, точно такие, какие необходимы при старческой дальнозоркости для рассматривания близких предметов.

    Кроме того, врачи еще долгое время мало интересовались прогрессом физики и техники. Поэтому еще долго после Кер1ег’а в медицине господствовал взгляд Galen’a с его теорией «зрительных духов» («anemoi optikoi» или «spiritus visivi»). Не понимая сущности действия очков, как будто бы эта работа их унижала, им не подобала, они даже запрещали употреблять очки и вместо них давали «для укрепления глаз» различные примочки и другие лекарства.

    Так, знаменитый глазной врач прошлого века Sichel, основатель первой в Париже (в 1832 г.) специальной клиники для глазных болезней, еще в 1845 г. упоминая о случаях гиперметропии и не понимая ее сущности (он называет гиперметропию «amblyopie presbytique congenital»), хотя и констатирует, что выпуклые стекла улучшают зрение, однако не позволяет их носить. А уже носящим очки он запрещает это делать, пугая опасными последствиями амблиопии. Подобный ошибочный взгляд еще долго господствовал среди врачей.

    Вспоминая, какое множество людей страдает гиперметропией и сколько их мучили разными лекарствами и вечным страхом совсем лишиться зрения, Donders восклицает: «Счастье, что многие из них обращались к простым эмпирикам, которые старались подобрать им подходящие очки!»

    Итак, подбор очков в течение более чем пятисот лет со времени их изобретения был предоставлен их продавцам (рис. 2).

    Продавцы очков обыкновенно странствовали со своими товарами по селам и городам. Продавая таинственно действующие стекла, они, без сомнения, производили в деревнях большое впечатление. Среди таких бродячих продавцов попадались и обманщики, которые выдавали себя за врачей, чтобы дороже продать свой товар. Они предлагали очки не только для чтения книги или для смотрения вдаль, но и для лечения разных глазных болезней, при которых очки не имеют никакого смысла. Кое – где в городах бывали и постоянные лавки для продажи очков. Но и здесь очки продавали, руководствуясь только одним правилом – выгодой продавца.

    Люди, сколько – нибудь смыслящие в подборе очков, были редкостью.

    От XVIII в. дошел до нас замечательный труд Dazа de Va1des’a об очках, написанный по – испански. В этой книге мы находим анатомию и физиологию глаза, описание различного действия очков, их нумерацию и довольно целесообразные практические советы для подбора очков. Не подлежит сомнению, что лишь редкий из торговавших очками руководствовался тогда этими советами.

    Нынешняя диоптрическая нумерация очков была введена в 1873 г.

    Donders. Рефракция и аккомодация глаз. Действие очков при аномалиях рефракции и при расстройствах аккомодации

    Лишь в начале второй половины прошлого века голландскому ученому Donders’y (1818 – 1880) удалось ясно осветить эту темную область офтальмологии. В истории очков Donders положил начало новой научной эпохе. Он нашел, что глаз имеет сходство со сложным оптическим аппаратом, и для исследования его он применил естественно – научные методы. Он резко отграничил физическое свойство глаза – его рефракцию, т.е. способность преломлять лучи света и собирать их в одну точку, от физиологического свойства его – от его аккомодации, т.е. от его способности приспособляться к различным расстояниям.

    Donders нашел, что физическая сила глаза бывает различна, что фокус глаза может находиться на различном расстоянии от передней поверхности глаза. В одних глазах фокус соответствует слою палочек и колбочек сетчатки; такие глаза имеют правильное зрение. Donders назвал их эмметропическими.

    В других глазах фокус находится по сю сторону сетчатки; это значит, что приходящие от отдаленной точки параллельные лучи, преломляясь в глазу, сходятся в одну точку, еще не достигнув сетчатки. В сетчатке сходятся только расходящиеся, дивергентные лучи. Такие глаза приспособлены видеть вблизи. Они отчетливо видят на близком расстоянии, они близоруки или, согласно Donders’y, миопические. Для того, чтобы такие глаза могли отчетливо видеть вдаль, надо применять вогнутые стекла, которые рассеивают параллельные лучи, делают их расходящимися, как будто бы они исходили из близко находящейся точки.

    В еще других глазах фокус находится по ту сторону глазного дна; это значит, что приходящие от отдаленной точки параллельные лучи достигают сетчатки, еще не сойдясь вместе. Такие глаза точно так же не имеют отчетливого зрения. Дабы такие глаза лучше видели, дабы их фокус переместился из пространства позади сетчатки в самую сетчатку, необходимо увеличить их преломляющую силу. Для этого можно применить физиологическую силу глаза – аккомодацию, которая для эмметропического глаза нужна только для близи. Если глаз уже для дали нуждается в напряжении своей аккомодации, то последней может не хватить для близи. В таком случае глаза при чтении быстро устают. При более сильной степени аномалии аккомодация может оказаться недостаточной и для дали; в таком случае глаз не видит отчетливо ни далеко, ни близко. Donders назвал такую аномалию рефракции глаза гиперметропией. Взамен аккомодации, для увеличения преломляющей силы глаза, можно употреблять выпуклые стекла. Поэтому гиперметропическим глазам помогают выпуклые очки. Физиологическое свойство глаза, его способность приспособляться ко всякому расстоянию, т.е. его аккомодация, зависит от специальной, так называемой цилиарной мышцы, заложенной в глазу, и от эластичности хрусталика глаза. Может произойти нарушение работоспособности этой мышцы, скажем, ее паралич; тогда нарушается и аккомодация. В старческом возрасте у человека уменьшается эластичность хрусталика; последний становится ригидным, вследствие этого и аккомодация ослабевает (presbyopia, старческая дальнозоркость).

    В таких случаях недостаток преломляемости, зависящий от ослабления аккомодации, может быть исправлен выпуклыми стеклами.

    Как мы видим, Donders установил виды рефракции глаза, отграничил аметропию (миопию с гиперметропией) от эмметропии и выяснил, при какой степени каждой аномалии рефракции какие нужны очки. Он исследовал свойства аккомодации, ее соотношение с рефракцией глаза и возрастом человека, ее патологические нарушения и выяснил возможность замещать недостающую аккоммодацию стеклянными чечевицами, например, в старости. Таким образом, Donders ярко осветил до сих пор бывший темным уголок медицины и дал подбору очков научное обоснование.

    Работу Donders’a усовершенствовал Не1mhо11z, особенно прославившийся в медицине изобретением офтальмоскопа (1851 г.). Оба они вместе с Gгаеffе заложили твердые основы офтальмологии и развили ее в отдельную отрасль медицины. С того времени в области лечения болезней глаз произошла большая перемена. Теперь значительную часть работы окулистов составляет исследование рефракции больных и подбор соответствующих очков. Ни один глазной врач не захотел бы оказаться лишенным такого средства, как очки.

    Астигматизм и цилиндрические стекла.

    Встречаются люди, у которых диоптрическая система глаза асимметрична.

    Такая асимметрия, называемая астигматизмом, зависит от того, что кривизна роговой оболочки имеет не форму сегмента шара, что в одном меридиане роговой оболочки радиус ее кривизны короче, а в другом длиннее.

    Первым открыл астигматизм естествоиспытатель Thomas Young. Он обнаружил астигматизм своих собственных глаз и впервые описал его (1801 г.).

    Причины астигматизма он не понял и объяснял его ошибочно скрытым косым положением радужной оболочки и хрусталика по отношению к глазной оси.

    Это наблюдение не было тогда должным образом оценено ни им самим, ни его современниками.

    Десятью годами позже преподаватель математики берлинской гимназии Fischer самостоятельно констатировал подобную же аномалию своих глаз.

    Он заметил, что он неодинаково отчетливо видит горизонтальные и вертикальные линии, и предполагал, что это происходит от асимметрической формы его роговой оболочки, от не одинаковых размеров радиуса вертикального и горизонтального меридианов кривизны роговой оболочки. Об этом он написал своему ученику Gerson’y, который опубликовал его письмо в своей диссертации. В опубликованной несколькими годами позже другой своей работе Fischer упоминает о распространенности этой аномалии и описывает способ ее распознавания.

    Точно так же самостоятельно нашел астигматизм своего глаза молодой астроном Airy и описал его в 1827 г. Airy первый установил, что астигматизм нельзя исправить обыкновенными сферическими стеклами, что для этого нужны цилиндрические стекла.

    Заинтересовавшись описанием Airy, Gооdе также обнаружил астигматизм одного своего глаза.

    Парижский оптик Chamblaut приготовил ему цилиндрическое стекло, которое значительно улучшило его зрение.

    Физиолог Purkinje, который также сам имел астигматизм, предложил в 1825 г. две фигуры, еще и теперь употребляемые для субъективного исследования астигматизма: концентрические круги и звезду.

    Художник Сassas еще в 1818 году открыл астигматизм своих глаз: он не был в состоянии ясно видеть горизонтальные линии.

    После многих напрасных усилий, лишь в 1844 г. удалось римскому оптику Susсiрi отшлифовать ему подходящие стекла. Известно и больше подобных случаев.

    Лишь Donders выяснил сущность астигматизма и его симптомы.

    Он объяснил, каким образом при астигматизме помогают цилиндрические стекла, и установил правила подбора их. При помощи теперешних усовершенствованных методов исследования (скиаскопия, офтальмометр Javal’я) глазные врачи могут очень легко определить астигматизм и установить его степень, а достать соответствующие цилиндрические стекла уже не представляет никаких трудностей.

    Цветные очки. Микроскоп. Телескоп.

    Не разбирая всех прочих видов очков, применяемых в особых случаях аномалий диоптрического аппарата глаза (например, при кератоконусе), при расстройстве равновесия глазных мышц (призматические стекла) или же для косметических и ортопедических целей, можно упомянуть еще об очках – консервах; из которых одни служат для защиты глаза от механических повреждений, а другие – для предохранения их от вредного действия света. Для последней цели в XVII в. были предложены цветные стекла, вначале зеленоватые, позже синие и лет сто тому назад – дымчатые («London smoke»). Вышеупомянутый Daza de Valdes уже знал про цветные очки.

    Раньше полагали, что цветные стекла имеют лечебное значение, и поэтому нет такого цвета, который бы не был предложен для лечения той или иной глазной болезни (chromotherapia). Теперь цветные очки применяются только для болезненно чувствительных глаз или для обыкновенных глаз при чрезмерно ярком свете. Наиболее целесообразный цвет окончательно еще не установлен. Кроме того, в некоторых случаях приходится применять стекла, поглощающие либо световые лучи с короткими волнами (ультрафиолетовые), либо лучи с длинными волнами (ультракрасные).

    Составную часть очков, кроме стекол, составляет еще оправа. Материал для оправы уже с самого момента изобретения очков был очень разнообразный. Форма оправы с течением времени менялась в зависимости от технических условий, от моды и других обстоятельств.

    Но так как форма и материал оправы мало касаются сущности очков, их пользы для зрения, то мы оставим все это в стороне.

    Полагаю, что не следует обойти молчанием еще то обстоятельство, что из комбинации выпуклых и вогнутых стекол и их соответствующего взаимного расположения развился целый ряд важных оптических аппаратов, как – то: микроскоп, телескоп, фотографический объектив, офтальмоскоп и т. д.

    Самым старинным из них является телескоп. Его изобрел оптик Hans Lippershey в 1608 г., в Middelburg’e (в Голландии). Год спустя, когда об этом узнал Galilei, то он сам сконструировал подобный же аппарат в Падуе (в 1609 г.). Астрономический телескоп (рефрактор) изобретен Кер1ег’ом в 1611 г.

    Заключение

    Подводя итог всему, что нам известно из истории очков, нужно сказать, что в древности не знали очков ни египтяне, ни индейцы, ни китайцы, ни евреи. Картины художников из жизни времен Христа с персонажами в очках представляют собой чистейший анахронизм, – в те времена очков еще не было.

    Не имели их ни греки, ни римляне, хотя последние и знали увеличительное действие стеклянного шара, наполненного водой. Смарагд Нерона предназначался не для оптической цели, а скорее всего для защиты утомленных глаз от лучей солнца.

    Увеличительные стекла, которые применялись для очков, появились в конце ХШ столетия. Их родиной является, должно быть, Италия. Научные основания для очков положили своими исследованиями Alhazen Vittelo и Bacon. Технические условия были наиболее благоприятными в Венеции и ее окрестностях. Здесь осталось больше всего следов, относящихся к первым временам после изобретения очков. Имя изобретателя неизвестно. Считавшийся изобретателем Salvino d’Armaii оказался вымышленной личностью.

    Вначале очки употреблялись в виде одного увеличительного стекла для чтения в старости. Позже были придуманы парные стекла, которые держали перед глазами или надевали на нос. Долгое время очки были дорогой и редкой вещью. Да и спрос на них был небольшой, так как мало было грамотных людей, мало было и книг. Кроме того, суеверный народ опасался очков, полагая, что таинственно действующие стекла имеют связь с нечистым духом.

    После того, как было изобретено книгопечатание, когда увеличилось количество книг и их читателей, потребность в очках тоже стала больше.

    Вогнутые стекла начали входить в употребление двумя столетиями позднее, чем выпуклые. Первые следы их находим в XVI в. Kepler впервые выяснил сущность действия тех и других стекол, но научное основание для подбора очков положил Donders во второй половине XIX столетия. С того времени наука об очках выросла в отдельную ветвь офтальмологии, а их подбор стал переходить от продавцов в руки специалистов глазных врачей.

    Очки сделались необходимейшей вещью каждого культурного человека. И не потому, что наши глаза стали слабее, чем глаза наших предков, или выродились, а потому, что условия культурной жизни заставляют нас в максимальной степени напрягать наши органы чувств.

    Глаза дают нам наибольшее количество и притом разнообразнейших ощущений, иначе говоря, наибольшее количество материала для нашего мышления, для нашей умственной работы. Если у кого – нибудь из нас имеется, по терминологии Donders’a, эмметропическая рефракция глаз, то с пятидесятилетнего возраста мы должны были бы, если бы не было очков, значительно уменьшить свою умственную деятельность, так как не имели бы возможности читать книги. Если у кого – нибудь имеется гиперметропия или астигматизм, то усиленные занятия, требующие постоянного напряжения аккомодации, без очков становятся невозможными еще в юности.

    Близорукие без очков не получают того богатства и разнообразия ощущений, которые доступны нормальным людям. О многом в мире они не имеют точного понятия и то, чего не видят, дополняют образами фантазии. Все это отражается на их психике, на их характере и даже на выражении лица. Близорукие люди, не носящие очков, сосредоточиваются больше на своей внутренней душевной жизни, и становятся как бы оторванными от внешнего мира, из которого они не получают постоянных коррективов для своих суждений.

    Согласно Саrdаnus’y близорукие бывают особенно влюбленными, так как они не замечают физических недостатков и люди кажутся им ангелами. Поэтому для близоруких очки являются благодетельным лечебным средством, и глазной врач, назначая таким людям очки, может быть приравниваем к педагогу.

    Таким образом, трудно было бы представить себе культурного человека, который прожил бы свою жизнь, не имев надобности пользоваться очками.

    Одним очки нужны к старости, другим в юности, а некоторым в течение всей жизни.

    Припомним еще, что очки обусловили возможность изобретения микроскопа и телескопа, а последние имели могущественное влияние на развитие естественных наук. С одной стороны, микроскоп открыл для человека мир бесконечно мелких вещей – микрокосм; с другой стороны, телескоп отворил небесный свод и позволил нам заглянуть в такие дали беспредельного пространства, куда раньше и мечта наша не проникала. Имея все это в виду, мы не будем в состоянии смотреть на этот простенький инструмент без должного уважения.


Страница источника: 52

Новые технологии в контактной коррекции.  В рамках  Всероссийской научно-практической конференции «Новые технологии в офтальмологии - 2017»Новые технологии в контактной коррекции. В рамках Всеросси...

Новые технологии в офтальмологии -  2017 Всероссийская научно-практическая конференция Новые технологии в офтальмологии - 2017 Всероссийская научн...

XVI Всероссийская школа офтальмологаXVI Всероссийская школа офтальмолога

Сателлитные симпозиумы в рамках конференции «Современные технологии лечения витреоретинальной патологии - 2017»Сателлитные симпозиумы в рамках конференции «Современные тех...

Современные технологии лечения витреоретинальной патологии - 2017 ХV Научно-практическая конференция с международным участиемСовременные технологии лечения витреоретинальной патологии -...

«Живая хирургия» в рамках конференции «Современные технологии лечения витреоретинальной патологии - 2017»«Живая хирургия» в рамках конференции «Современные технологи...

Роговица I. Ультрафиолетовый кросслинкинг роговицы в лечении кератоэктазий Научно-практическая конференция с международным участиемРоговица I. Ультрафиолетовый кросслинкинг роговицы в лечении...

Сателлитные симпозиумы в рамках ХIV ежегодного конгресса Российского глаукомного обществаСателлитные симпозиумы в рамках ХIV ежегодного конгресса Рос...

Сателлитные симпозиумы в рамках конференции Современные технологии катарактальной и рефракционной хирургии - 2016Сателлитные симпозиумы в рамках конференции Современные техн...

«Живая» хирургия в рамках конференции Современные технологии катарактальной и рефракционной хирургии - 2016«Живая» хирургия в рамках конференции Современные технологии...

Современные технологии катарактальной и рефракционной хирургии - 2016Современные технологии катарактальной и рефракционной хирург...

Сателлитные симпозиумы в рамках IX Российского общенационального офтальмологического форумаСателлитные симпозиумы в рамках IX Российского общенациональ...

На стыке науки и практикиНа стыке науки и практики

Федоровские чтения - 2016 XIII Всероссийская научно-практическая конференция с международным участиемФедоровские чтения - 2016 XIII Всероссийская научно-практиче...

Актуальные проблемы офтальмологии XI Всероссийская научная конференция молодых ученыхАктуальные проблемы офтальмологии XI Всероссийская научная к...

Восток – Запад 2016 Научно-практическая конференция по офтальмохирургии с международным участием Восток – Запад 2016 Научно-практическая конференция по офтал...

Белые ночи - 2016 Сателлитные симпозиумы в рамках Международного офтальмологического конгресса Белые ночи - 2016 Сателлитные симпозиумы в рамках Международ...

Невские горизонты - 2016 Научная конференция офтальмологовНевские горизонты - 2016 Научная конференция офтальмологов

Сателлитные симпозиумы в рамках научной конференции офтальмологов «Невские горизонты - 2016»Сателлитные симпозиумы в рамках научной конференции офтальмо...

Новые технологии в офтальмологии 2016 Всероссийская научно-практическая конференция Новые технологии в офтальмологии 2016 Всероссийская научно-п...

Витреоретинальная хирургия. Макулярный разрывВитреоретинальная хирургия. Макулярный разрыв

Современные технологии лечения витреоретинальной патологии - 2016 ХIV Научно-практическая конференция с международным участиемСовременные технологии лечения витреоретинальной патологии -...

Совет экспертов, посвященный обсуждению первого опыта использования новой офтальмологической системы CENTURION®Совет экспертов, посвященный обсуждению первого опыта исполь...

HRT/Spectralis* Клуб Россия 2015 – технология, ставшая незаменимой!HRT/Spectralis* Клуб Россия 2015 – технология, ставшая незам...

Три письма пациента. Доказанная эффективность леченияТри письма пациента. Доказанная эффективность лечения

Синдром «сухого» глаза: новые перспективыСиндром «сухого» глаза: новые перспективы

Многоликий синдром «сухого» глаза: как эффективно им управлять?Многоликий синдром «сухого» глаза: как эффективно им управлять?

Прошлое... Настоящее! Будущее?Прошлое... Настоящее! Будущее?

Проблемные вопросы глаукомы IV Международный симпозиумПроблемные вопросы глаукомы IV Международный симпозиум

Секундо В. Двухлетний личный опыт с линзами AT Lisa Tri и AT Lisa Tri ToricСекундо В. Двухлетний личный опыт с линзами AT Lisa Tri и AT...

Инновации компании «Алкон» в катарактальной и рефракционной хирургииИнновации компании «Алкон» в катарактальной и рефракционной ...

Применение устройств HOYA iSert Toric. Применение торических ИОЛ HOYA iSert Toric в рефракционной хирургии катарактыПрименение устройств HOYA iSert Toric. Применение торических...

Рейтинг@Mail.ru