Реферат RUS  Реферат ENG  Литература  Полный текст
УДК:617.751:612.843.63

Валеологический метод мониторинга зрительных функций у детей в образовательном учреждении


1Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова Министерства здравоохранения Российской Федерации
2Научный центр здоровья детей Министерства здравоохранения Российской Федерации

    За последние 50 лет наблюдается значительное уменьшение количества абсолютно здоровых детей, и в настоящее время их не более 2-4-%.

     Научные исследования, проводимые специалистами различных профилей, показывают неблагоприятную тенденцию в состоянии здоровья детей [1, 2, 4].

    Образовательный процесс в современной школе предъявляет повышенные требования к органу зрения. Все чаще и чаще «расплатой» за качественное среднее и высшее образование становится ухудшение зрения детей и подростков. Среди выпускников школ частота близорукости достигает 26%, а гимназий и лицеев – 50% [5]. По итогам всероссийской диспансеризации число детей с миопией за последнее десятилетие увеличилось в 1,5 раза [3].

    По обобщенным данным литературы новое поколение детей из школы выносит целый букет патологических изменений. Если уровень хронической патологии у детей в дошкольном возрасте наблюдается в 10% случаев, то в старшем подростковом возрасте – уже в 60-70% случаев. Только 10% выпускников российских школ сегодня являются здоровыми. В лидерах – заболевания нервной и опорно-двигательной системы, органов пищеварения, зрения. В итоге – почти у каждого выпускника есть по 1-2 хроническому заболеванию.

    Особенно остро вопрос о сохранении зрения встал сегодня из-за возрастающего влияния компьютеров на глаза. Бесконтрольное использование электронных устройств вызывает огромные перегрузки органа зрения, на которые он не был запрограммирован в процессе эволюции. Это приводит к возникновению различных глазных заболеваний (близорукость, косоглазия, функциональных нарушений аккомодации, компьютерного зрительного синдрома).

    Одним из важнейших звеньев охраны здоровья детского населения является раннее выявление отклонений в состоянии их здоровья.

    Как же сохранить здоровье и зрение ребенка? На сегодняшний день существует два подхода, которые дополняют друг друга.

    Первый подход – нозологический. Это старый, традиционный метод, когда при диспансеризации выявляют уже больного ребенка и начинают его лечить. Это метод имеет много недостатков. Он требует участия высококвалифицированного специалиста – офтальмолога, которого снимают с приема в поликлинике для проведения профосмотров в школе.

    Для выполнения такой работы необходимо специальное помещение, дорогостоящее оборудование.

    Однако при большом потоке детей эффективность этого обследования, в общем, незначительная. А в это время тяжелобольные пациенты не имеют возможность попасть на прием к специалисту и получить адекватное лечение.

    Второй подход – валеологический. При таком подходе отслеживают динамику развития органа зрения и определяют момент, когда ребенок еще не заболел, но появились тенденции к нарушениям функций глаза.

     С внедрением новых компьютерных технологий в медицинскую практику заметно возрос к ним интерес офтальмологов, так как они многофункциональны и расширяют возможности не только для совершенствования диагностики, но и для поиска способов компенсации выявленных нарушений. Для скрининга зрительных функций учащихся школ в настоящее время применяется компьютерная программа «Зрение», разработанная Международным научно-производственным предприятием «Центр «Реабилитация» [6]. Данная программа одобрена Департаментом образования Москвы, комитетом общественных связей, комитетом по науке г. Москвы.

    Цель

    Выявление валеологическим методом изменений зрительных функций и динамической рефракции у детей начальной школы, использующей в образовательной деятельности современные компьютерные технологии.

    Материал и методы

    В исследовании, проведенном совместно со специалистами НИИ гигиены детей и подростков РАМН, обследовано 186 детей (372 глаза), учащихся начальной школы в возрасте от 7 до 11 лет. Из них 86 человек (172 глаза) – мальчики и 100 человек (200 глаз) – девочки. 29 человек обучались в первом классе, 27 человек – во втором классе, 52 человека – в третьем классе и 78 человек – в четвертом классе.

    Школа, где проходило исследование, активно внедряет в учебный процесс современные компьютерные технологии. Дети на уроках и во внеучебное время используют индивидуальные компьютеры-нетбуки, в учебном процессе применяются интерактивные доски и мультимедийная аппаратура.

    Школа работает по принципу «полного дня», т.е. дети в ней находятся в течение всего дня.

    Обследование зрительных функций у детей проводилось с помощью компьютерной системы (программа «Визус 2.2» разработана в ЗАО НПП «Центр «Реабилитация», регистрационное удостоверение № ФСР 2010/09780 от 30 декабря 2010 г.), позволяющей выявлять нарушения на ранних стадиях заболевания и передавать результаты диагностики в учреждения системы здравоохранения, а также осуществлять наблюдение за их динамикой у индивидуального ребенка и коллектива в целом.

    Аппаратно-программный компьютерный комплекс работает на индустриальных компьютерных технологиях и обеспечивает сбор, формирование и анализ персональных данных по основным функциям зрения: остроте зрения; характеру зрения; цветовому зрению; периферическому зрению.

    К преимуществам программы относится также то, что на компьютерное исследование функций зрения затрачивается значительно меньше времени по сравнению с традиционными методами.

    Исследование рефракции проводили ручным авторефрактометром Retinomax K-plus3 (Righton, Япония).

    Результаты исследований обрабатывались пакетом прикладных программ STATISTICA.

    Результаты

    Острота зрения, соответствующая возрастной норме, при использовании скрининговой диагностической программы обнаружена у 48-69% детей начальной школы (табл.). Снижение остроты зрения наблюдалось во всех возрастных группах. Обращает на себя внимание высокий процент детей с показателями остроты зрения ниже 0,8, обучающихся как в первом классе (52%), так и третьем (46 %) и четвертом классах. Во втором классе снижение остроты зрения наблюдалось реже, только в 31% случаев.

    Частота встречаемости снижения остроты зрения у детей в начальной школе, возможно, связана с периодом адаптации к школе, а также с изменением режима дня, качеством и количеством нагрузки на орган зрения.

    В результате проведенных исследований выявлены нарушения характера зрения (монокулярное и одновременное) у 4-10% детей.

    Аномалии цветового зрения обнаружены у 2-4% детей начальной школы.

    Клиническая рефракция у детей в первом классе варьировала от гиперметропии в 4,5 дптр до близорукости в 2,0 дптр, а во втором классе – от гиперметропии в 5,0 дптр до близорукости в 2,0 дптр. В третьем и четвертом классах показатели рефракции были смещены в сторону миопической рефракции и колебались от гиперметропии в 0,5 дптр до близорукости в 3,5 дптр и от гиперметропии в 0,5 дптр до близорукости в 5,0 дптр соответственно.

    Структура динамической клинической рефракции у детей, обучающихся с первого по четвертый класс, представлена на рис. 1. Обращает на себя внимание высокая частота близорукости низкой величины (до 3,0 дптр) во всех классах. Средняя величина миопической рефракции (3,25-6,0 дптр) отмечалась у детей, обучающихся в третьем и четвертом классах.

    При анализе результатов исследования остроты зрения и рефракции мы выделили группу со слабомиопической клинической рефракцией (до 0,5 дптр).

    Она оказалась самой многочисленной во всех возрастных группах и наблюдалась в 1 классе в 85% случаев, во 2 классе – в 60% случаев, в 3 классе – в 65% случаев, в 4 классе – в 65% случаев. В 32-55% вышеназванных случаях имелось снижение остроты зрения ниже возрастной нормы (рис. 2). В трактовке полученных данных у детей младшего школьного возраста особое значение, на наш взгляд, имеют исследования тонуса аккомодации.

    Полученные нами результаты мы рассматриваем как предварительные, и в последующем они будут уточняться.

    Заключение

    Таким образом, использование диагностического комплекса (скрининговая программа и авторефрактометрия) позволило выявить основные направления изменения органа зрения у учащихся начальной школы, активно использующих в учебном процессе компьютерные технологии.

    Анализ зрительных функций и клинической рефракции у детей, обучающихся с первого по четвертый класс, выявил четкую тенденцию к снижению остроты зрения и увеличению частоты миопической рефракции.

    Результаты проведенного исследования позволяют рекомендовать скрининговую программу обследования органа зрения для широкого внедрения в практику проведения профилактических осмотров детей школьного возраста.


Страница источника: 36

Федоровские чтения - 2017 Сателлитные симпозиумы в рамках XIV Всероссийской научно-практической конференцииФедоровские чтения - 2017 Сателлитные симпозиумы в рамках XI...

Восток – Запад 2017 Международная научно-практическая конференция по офтальмологииВосток – Запад 2017 Международная научно-практическая конфер...

Белые ночи - 2017 Сателлитные симпозиумы в рамках Международного офтальмологического конгресса Белые ночи - 2017 Сателлитные симпозиумы в рамках Международ...

Новые технологии в контактной коррекции.  В рамках  Всероссийской научно-практической конференции «Новые технологии в офтальмологии - 2017»Новые технологии в контактной коррекции. В рамках Всеросси...

Новые технологии в офтальмологии -  2017 Всероссийская научно-практическая конференция Новые технологии в офтальмологии - 2017 Всероссийская научн...

XVI Всероссийская школа офтальмологаXVI Всероссийская школа офтальмолога

Сателлитные симпозиумы в рамках конференции «Современные технологии лечения витреоретинальной патологии - 2017»Сателлитные симпозиумы в рамках конференции «Современные тех...

Современные технологии лечения витреоретинальной патологии - 2017 ХV Научно-практическая конференция с международным участиемСовременные технологии лечения витреоретинальной патологии -...

«Живая хирургия» в рамках конференции «Современные технологии лечения витреоретинальной патологии - 2017»«Живая хирургия» в рамках конференции «Современные технологи...

Роговица I. Ультрафиолетовый кросслинкинг роговицы в лечении кератоэктазий Научно-практическая конференция с международным участиемРоговица I. Ультрафиолетовый кросслинкинг роговицы в лечении...

Сателлитные симпозиумы в рамках ХIV ежегодного конгресса Российского глаукомного обществаСателлитные симпозиумы в рамках ХIV ежегодного конгресса Рос...

Сателлитные симпозиумы в рамках конференции Современные технологии катарактальной и рефракционной хирургии - 2016Сателлитные симпозиумы в рамках конференции Современные техн...

«Живая» хирургия в рамках конференции Современные технологии катарактальной и рефракционной хирургии - 2016«Живая» хирургия в рамках конференции Современные технологии...

Современные технологии катарактальной и рефракционной хирургии - 2016Современные технологии катарактальной и рефракционной хирург...

Сателлитные симпозиумы в рамках IX Российского общенационального офтальмологического форумаСателлитные симпозиумы в рамках IX Российского общенациональ...

На стыке науки и практикиНа стыке науки и практики

Федоровские чтения - 2016 XIII Всероссийская научно-практическая конференция с международным участиемФедоровские чтения - 2016 XIII Всероссийская научно-практиче...

Актуальные проблемы офтальмологии XI Всероссийская научная конференция молодых ученыхАктуальные проблемы офтальмологии XI Всероссийская научная к...

Восток – Запад 2016 Научно-практическая конференция по офтальмохирургии с международным участием Восток – Запад 2016 Научно-практическая конференция по офтал...

Белые ночи - 2016 Сателлитные симпозиумы в рамках Международного офтальмологического конгресса Белые ночи - 2016 Сателлитные симпозиумы в рамках Международ...

Невские горизонты - 2016 Научная конференция офтальмологовНевские горизонты - 2016 Научная конференция офтальмологов

Сателлитные симпозиумы в рамках научной конференции офтальмологов «Невские горизонты - 2016»Сателлитные симпозиумы в рамках научной конференции офтальмо...

Новые технологии в офтальмологии 2016 Всероссийская научно-практическая конференция Новые технологии в офтальмологии 2016 Всероссийская научно-п...

Витреоретинальная хирургия. Макулярный разрывВитреоретинальная хирургия. Макулярный разрыв

Современные технологии лечения витреоретинальной патологии - 2016 ХIV Научно-практическая конференция с международным участиемСовременные технологии лечения витреоретинальной патологии -...

Совет экспертов, посвященный обсуждению первого опыта использования новой офтальмологической системы CENTURION®Совет экспертов, посвященный обсуждению первого опыта исполь...

HRT/Spectralis* Клуб Россия 2015 – технология, ставшая незаменимой!HRT/Spectralis* Клуб Россия 2015 – технология, ставшая незам...

Три письма пациента. Доказанная эффективность леченияТри письма пациента. Доказанная эффективность лечения

Синдром «сухого» глаза: новые перспективыСиндром «сухого» глаза: новые перспективы

Многоликий синдром «сухого» глаза: как эффективно им управлять?Многоликий синдром «сухого» глаза: как эффективно им управлять?

Прошлое... Настоящее! Будущее?Прошлое... Настоящее! Будущее?

Проблемные вопросы глаукомы IV Международный симпозиумПроблемные вопросы глаукомы IV Международный симпозиум

Секундо В. Двухлетний личный опыт с линзами AT Lisa Tri и AT Lisa Tri ToricСекундо В. Двухлетний личный опыт с линзами AT Lisa Tri и AT...

Инновации компании «Алкон» в катарактальной и рефракционной хирургииИнновации компании «Алкон» в катарактальной и рефракционной ...

Применение устройств HOYA iSert Toric. Применение торических ИОЛ HOYA iSert Toric в рефракционной хирургии катарактыПрименение устройств HOYA iSert Toric. Применение торических...

Рейтинг@Mail.ru