Реферат RUS  Реферат ENG  Литература  Полный текст
УДК:617.7:362.7-613

Охрана зрения детей школьного возраста: роль сказки в формировании культуры зрительной деятельности


1Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова Министерства здравоохранения Российской Федерации

     Организация охраны зрения детей общеобразовательного учреждения на протяжении многих лет в нашей стране проводилась благодаря тесной совместной работе офтальмологов, педиатров и работников учреждений народного образования. Основанием к такой организации охраны зрения детей послужили многолетние исследования, начатые еще 50 лет назад на кафедре глазных болезней педиатрического факультета 2 МОЛГМИ им. Н.И. Пирогова под руководством профессора Евгения Игнатьевича Ковалевского и в Центре по детской офтальмологии во главе с профессорами Э.С. Аветисовым и А.В. Хватовой и др. [2].

    Задаче сохранения и укрепление здоровья детей, формированию в обществе ценности здоровья и здорового образа жизни в определенной степени отвечает и предлагаемый материал, являющийся итогом 20-летней совместной работы кафедры офтальмологии педиатрического факультета Российского национального исследовательского медицинского университета им. Н.И. Пирогова с региональным фондом «Школа здоровья»[5].

    Мероприятия по охране зрения детей и подростков, проводимые ме­дицинскими работниками и педагогами школ представлены и в учебнике «Офтальмология» под редакцией член-корр. РАМН, проф. Е.И. Сидоренко, выдержавшим 3 издания за последние 10 лет [4].

    Наблюдения сотрудников кафедры офтальмологии в течение двух десятилетий по профилактике прогрессирования близорукости в образовательных учреждениях свидетельствуют о том, что в большинстве случаев организаторами учебного процесса игнорируются гигиенические нормативы по обору­дованию и освещению учебных классов и комнат. Практически не соблюдаются правила личной гигиены зрительной работы на близком рас­стоянии и самими учащимися. Недостаточно внимательны к организа­ции рабочего места ребенка в домашних условиях и их родители. Дан­ные наблюдения совпадают с наблюдениями других авторов [9].

    Все это подвело к необходимости создать в школе более надежную платформу для сохранения здоровья школьников, используя для этого педагогические средства.

    Основываясь на наблюдениях и анализе опыта проведения базовых профилактических мероприятий, а также материалов, полученных при изу­чении особенностей психофизиологического развития детей школьного возраста, еще в 1997 г. нами было предложено использовать сказку в качестве систе­мы воспитания культуры зрительной деятельности у детей общеобразовательного учреждения [5].

    К мысли об использовании именно сказочного материала нас привел тот факт, что у 52% детей школьного возраста многие понятия ассоции­руются со сказочными образами [7, 10]. И это не случайно, так как извест­но, что примерно до 10-12 лет у детей преобладает «правополушарный» тип мышления. Доминирование правого полушария снижает чувствительность к последствиям событий, ослабляет критичность в оценке окружающей действительности. Соответственно, снижается выраженность реакций на реальную опасность, вплоть до полного пренебрежения серьезностью угрозы. Если подобное состояние ребенка накладывается на безразличное отношение к болезни, то, как правило, не только игнорируются правила личной гигиены зрительной работы на близком рас­стоянии, но и лечебные рекомендации. Наблюдения коллег-офтальмологов подтверждают вышесказанное.

    Известно, что у каждого полушария имеется свой «стиль» обработки информации, но оба они также работа­ют во взаимодействии как единое целое (рис. 1). При этом различия между ними определяются не тем, какой материал они принимают от органов чувств, а тем, как они его используют.

    Функцией правого полушария является оперирование образами, ориентация в пространстве, координация движений, распознавание сложных объектов (лицо, фигуры, цвет и т.д.).

     Функцией левого полушария является оперирование словесно-знаковой информацией, чтение и счет. Левое полушарие при этом работает последовательно (поэтапно).

    На опознание ситуации, осуществляемой правым полушарием, требуется 60 мс., тогда как поэлементный анализ (работа левого полушария) занимает уже 320 мс. Поэтому всякий раз, когда мы пытается понять ситуацию в деталях с помощью абстрактно-логического мышления, неизбежно возникает опоздание с ответом. Вместо того, чтобы действовать быстро и решительно, мы топчемся на месте. Наши страхи усиливаются, а сознание и воля блокируются [8].

    Сказанное относится и к языку, кото­рый всегда считался прерогативой левого полушария. Левое полушарие воспринимает язык последовательно, логически и буквально, а правое схватывает сообщения мгновенно, целиком, улавливая скрытый смысл. Если сказать по-иному, то левое полушарие укладывает кубики по по­рядку, чтобы получить правильную картинку, а правое видит ее сразу.

    При чем же здесь сказка? Сказка – это вид символического языка. Она выражает определенную мысль в непрямой, но в наиболее впечатляющей форме. Еще А.С. Пушкин писал о сказке: «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». Именно «намек» подразумевает индивидуаль­ное доосмысливание содержания сказки каждым ребенком. Силу воздей­ствия сказки чувствуют все родители, дедушки и бабушки. Увидев погру­стневшее личико ребенка, они спешат обласкать его, рассказав какую-нибудь историю, с которой ребенок может интуитивно соотнести и себя. Поскольку в сказке важно не ее буквальное значение, сколько скрытый в ней смысл, то для расшифровки придется больше потрудиться правому полушарию. Это подтверждается исследованиями, проведенными Орнстейн в 1978 г. (цит. по: [3]). У студентов-медиков, выполнявших различные познавательные задания, измерялась волновая активность мозга при помощи электроэнцефалограммы. Наи­большая активность левого полушария была отмечена при чтении и запи­си текстов технического характера, а высшая активность правого полу­шария была зарегистрирована при чтении притчей [3].

    Следовательно, наиболее важная для детей школьного возраста ин­формация должна быть передана через яркие образы. Именно поэтому сказочные истории являются лучшим способом передачи ребенку знаний о мире. А так как обмен сказочными историями является естественной формой общения, передачи опыта, системой воспитания новых поколе­ний, то сказка может формировать и культуру зрительной деятельности.

    Давно замечено, что если, оказавшись за рубежом, мы приветствуем местного жителя на его родном языке, то тем самым, с одной стороны, мы выражаем уважение к его стране, а с другой, можем рассчитывать на его душевный отклик. Напротив, незнание языка страны пребывания может вызвать массу недоразумений и даже неприязнь местных жите­лей. Но даже внутри одного и того же языка существуют языковые барьеры. Выражая свои переживания, ощущения, впечатления и мысли, мы пользуемся как словами, так и невербальными чувственными сред­ствами. То, как мы выражаем себя, говорит о нас не меньше, чем то, что мы говорим [3]. Мы убедились, что с каждым годом становится все труднее найти общий язык взрослому и ребенку, все хуже они понима­ют друг друга. Проблемы общения часто возникают из-за того, что со­держание нашего сообщения приходит в противоречие с его формой, или из-за того, что манера общения взрослого не совпадает с манерой общения ребенка. А сказка дает великолепный общий язык для взросло­го, работающего с ребенком. Язык сказки их естественно сближает. По­этому детским офтальмологам никогда не стоит забывать слов Тао Те Чинга: «Вернись к своим истокам и вновь ребенком стань» [3]. Умение вернуться к «ребенку в нас» – поистине бесценное качество.

    Сказки, конечно, есть в каждом доме. В дошкольном и младшем школьном возрасте они читаются почти всем детям. Дети их любят. Из них они черпают множество знаний: о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром. Сказкотерапией человече­ство занималось всегда. Она была и продолжает быть средством пере­дачи опыта и знаний «из уст в уста». Современная «сказкотерапия» – термин, синтезирующий многие достижения психологии, педагогики, психотерапии и философии разных культур, это совместное с маленьким пациентом открытие тех знаний, которые живут в его душе и явля­ются в данный момент психотерапевтическими.

    Однако, перечитав известные сказки А.С. Пушкина, П.П. Ершова, В.А. Жуковского, В.И. Даля, С.Т. Аксакова и многих других авторов, мы обнаружили, что они более подходят для усвоения народной поэзии, языка, воспитания правильной устной речи. Для нас же не сказка сама по себе была важна, а культура, которую она воспитывала. Не случайно, многие исследователи признают важное значение культурных факторов, оказывающих определяющее воздействие на психологическое состоя­ние [11]. Представление о близорукости, ее профилактике также видоиз­меняются не только в различных культурах, но с течением времени в пределах одной и той же культуры.

    Мы разделяем мнение Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой [1], что сказкотерапия – это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смы­слов в реальность. Поскольку в сказках можно найти полный перечень человеческих проблем и образные способы их решения, то ребенок, слу­шая сказки, накапливает некий символический «банк жизненных ситуаций». Этот «банк» может быть активизирован в случае необходи­мости. Для того чтобы заложить умственные навыки в «банк жизненных ситуаций», требуются многократные повторения и длительные упражнения, т.е. отработка похожих, но все же различающихся деталями ситуаций. Автоматизм действий потребует предварительной наработки определенных матриц действий.

    Если ребенок с раннего возраста начнет отвечать на вопрос: «Чему же нас учит сказка?», соотносить ответы со своим поведением, то он в случае необходимости станет активным пользователем своего «банка жизненных ситуаций». Через «сказку» ребенок естественным путем формирует способность осознанно действовать, видеть причин­но-следственные связи между событиями; размышляет о своем предна­значении. Полагаем, что это очень важно для ребенка. Если мы оглянемся во­круг, то увидим, к чему привели разрушительные действия взрослого человека, одержимого иллюзией собственной безнаказанности, отри­цающего «сказочные» законы взаимодействия с миром. Сказки не раз­рушают окружающий мир, а взывают к светлым созидательным сторо­нам души человека. Поэтому сказкотерапия с детьми, подростками и даже взрослыми особенно актуальна. Она поможет остановить лавину разрушений, производимых человеком.

    Идею офтальмологической сказки нам помог реализовать хорошо известный клиницистам факт взаимосвязи между «лучистыми» фигура­ми светорассеяния и анатомической структурой глаза. Так родилась сказка «Необыкновенное путешествие Ясли и Осли в Глаз-Град» (рис. 2) [6].

    На примере путешествия двух очаровательных звездочек Ясли и Осли детям расшифровываются знания о строении и некоторых функциях различных отделов глаза.

    «Необыкновенное путешествие Ясли и Осли в Глаз-Град» следует понимать как дополнение к реальной жизни, а не как замену самой ре­альной действительности. Ребенок не испытывает разочарования при знакомстве со сказкой потому, что эта сказка про самого себя. Чтобы помочь детям уяснить идею сказки, почти о каждом жителе Глаз-Града написаны короткие и легко запоминающиеся стихи. Поскольку детям свойственна любовь к музыке и в частности к ритму, то передача ин­формации при помощи поэтического текста легче запоминается. Разби­рая их вместе с ребенком и обсуждая смысл каждого из них, взрослые помогают ребенку лучше понять их. «Необыкновенное путешествие Ясли и Осли в Глаз-Град» помогает развить фантазию и более внима­тельно относиться к своим глазам. Главные герои сказки, Ясли и Осли, обучают детей некоторым полезным навыкам, а это, на наш взгляд, соз­дает чувство защищенности.

    Первым из офтальмологов, кто поддержал идею и издание офталь­мологической сказки, стал доктор медицинских наук, профессор B.C. Беляев. В рецензии на опубликованную сказку он написал: «... Особен­ностью написанной сказки является то, что она будит мысль, в этом ее достоинство. А предназначение детских врачей не только в том, чтобы лечить, оперировать, но и научить чувствовать детей свой организм. И здесь без сказки не обойтись. Язык сказки куда более понятен, нежели трезвый язык традиционных медицинских рекомендаций...».

    Совместно с Л.М. Феррои, сотрудником Комплекса социальной по­мощи детям и подросткам, нами была разработана методическая про­грамма. Содержание программы направлено на то, чтобы научить детей оригинально, непривычно, по-своему не только воспринимать содержа­ние сказки, но и творчески преобразовывать ход повествования, вводить непредвиденные ситуации, смешивать несколько сюжетов в один и т.д.

    Программа по использованию сказочного материала была апробиро­вана в течение нескольких учебных лет на базе Комплекса социальной помощи де­тям и подросткам (директор – профессор, д.м.н. В.Н. Касаткин). Получен­ные результаты позволили сделать вывод о том, что программа имеет практическую ценность и дает основание для дальнейших исследований.

    Таким образом, состояние здоровья и органа зрения детей школьного возраста не может не вызывать тревоги. Пола­гаем, что проблема близорукости, хотя она и является междисциплинарной, не может решаться без учета ее культурных аспектов. Наша работа в школе по формированию здоровья показывает необходимость активного участия в охране зрения детей не только офтальмологов, но и педагогов. Посколь­ку большинство привычек, в том числе и привычки личной гигиены, формируются в раннем возрасте, поэтому особенно важно для детей до­школьного и младшего школьного возраста активно внедрять учебно-просветительские программы по формированию культуры зрительной деятельности. Полагаем, что ребенку, который заболеет завтра, воспитание ответственности за свое здо­ровье и здоровье окружающих через сказку, несомненно, помо­жет найти нужное решение, устранить и разрешить многие проблемы.


Страница источника: 61

 ХV Юбилейный конгресс Российского глаукомного общества ХV Юбилейный конгресс Российского глаукомного общества

Сателлитные симпозиумы в рамках ХV Юбилейного конгресса Российского глаукомного обществаСателлитные симпозиумы в рамках ХV Юбилейного конгресса Росс...

Сателлитные симпозиумы в рамках конференции Современные технологии катарактальной и рефракционной хирургии - 2017Сателлитные симпозиумы в рамках конференции Современные техн...

Современные технологии катарактальной и рефракционной хирургии - 2017Современные технологии катарактальной и рефракционной хирург...

«Живая хирургия» в рамках конференции «Современные технологии катарактальной и рефракционной хирургии - 2017»«Живая хирургия» в рамках конференции «Современные технологи...

Эндокринная офтальмопатия Научно-практическая конференцияЭндокринная офтальмопатия Научно-практическая конференция

Сателлитные симпозиумы в рамках X Российского общенационального офтальмологического форумаСателлитные симпозиумы в рамках X Российского общенациональн...

Фемтосекундные технологии в офтальмологии Юбилейная всероссийская научно-практическая конференцияФемтосекундные технологии в офтальмологии Юбилейная всеросси...

Федоровские чтения - 2017 XIV Всероссийская научно-практическая конференция с международным участиемФедоровские чтения - 2017 XIV Всероссийская научно-практичес...

Федоровские чтения - 2017 Сателлитные симпозиумы в рамках XIV Всероссийской научно-практической конференцииФедоровские чтения - 2017 Сателлитные симпозиумы в рамках XI...

Актуальные проблемы офтальмологии XII Всероссийская научная конференция молодых ученыхАктуальные проблемы офтальмологии XII Всероссийская научная ...

Восток – Запад 2017 Международная научно-практическая конференция по офтальмологииВосток – Запад 2017 Международная научно-практическая конфер...

Белые ночи - 2017 Сателлитные симпозиумы в рамках Международного офтальмологического конгресса Белые ночи - 2017 Сателлитные симпозиумы в рамках Международ...

Новые технологии в контактной коррекции.  В рамках  Всероссийской научно-практической конференции «Новые технологии в офтальмологии - 2017»Новые технологии в контактной коррекции. В рамках Всеросси...

Новые технологии в офтальмологии -  2017 Всероссийская научно-практическая конференция Новые технологии в офтальмологии - 2017 Всероссийская научн...

XVI Всероссийская школа офтальмологаXVI Всероссийская школа офтальмолога

«Живая хирургия» в рамках конференции «Современные технологии лечения витреоретинальной патологии - 2017»«Живая хирургия» в рамках конференции «Современные технологи...

Сателлитные симпозиумы в рамках конференции «Современные технологии лечения витреоретинальной патологии - 2017»Сателлитные симпозиумы в рамках конференции «Современные тех...

Современные технологии лечения витреоретинальной патологии - 2017 ХV Научно-практическая конференция с международным участиемСовременные технологии лечения витреоретинальной патологии -...

Роговица I. Ультрафиолетовый кросслинкинг роговицы в лечении кератоэктазий Научно-практическая конференция с международным участиемРоговица I. Ультрафиолетовый кросслинкинг роговицы в лечении...

Сателлитные симпозиумы в рамках ХIV ежегодного конгресса Российского глаукомного обществаСателлитные симпозиумы в рамках ХIV ежегодного конгресса Рос...

Сателлитные симпозиумы в рамках конференции Современные технологии катарактальной и рефракционной хирургии - 2016Сателлитные симпозиумы в рамках конференции Современные техн...

«Живая» хирургия в рамках конференции Современные технологии катарактальной и рефракционной хирургии - 2016«Живая» хирургия в рамках конференции Современные технологии...

Современные технологии катарактальной и рефракционной хирургии - 2016Современные технологии катарактальной и рефракционной хирург...

Сателлитные симпозиумы в рамках IX Российского общенационального офтальмологического форумаСателлитные симпозиумы в рамках IX Российского общенациональ...

На стыке науки и практикиНа стыке науки и практики

Федоровские чтения - 2016 XIII Всероссийская научно-практическая конференция с международным участиемФедоровские чтения - 2016 XIII Всероссийская научно-практиче...

Актуальные проблемы офтальмологии XI Всероссийская научная конференция молодых ученыхАктуальные проблемы офтальмологии XI Всероссийская научная к...

Восток – Запад 2016 Научно-практическая конференция по офтальмохирургии с международным участием Восток – Запад 2016 Научно-практическая конференция по офтал...

Белые ночи - 2016 Сателлитные симпозиумы в рамках Международного офтальмологического конгресса Белые ночи - 2016 Сателлитные симпозиумы в рамках Международ...

Невские горизонты - 2016 Научная конференция офтальмологовНевские горизонты - 2016 Научная конференция офтальмологов

Сателлитные симпозиумы в рамках научной конференции офтальмологов «Невские горизонты - 2016»Сателлитные симпозиумы в рамках научной конференции офтальмо...

Новые технологии в офтальмологии 2016 Всероссийская научно-практическая конференция Новые технологии в офтальмологии 2016 Всероссийская научно-п...

Витреоретинальная хирургия. Макулярный разрывВитреоретинальная хирургия. Макулярный разрыв

Рейтинг@Mail.ru