Online трансляция


Научно-практическая конференция с международным участием
Роговица I. Ультрафиолетовый кросслинкинг роговицы в лечении кератоэктазий
Роговица I. Ультрафиолетовый кросслинкинг роговицы в лечении кератоэктазий
Москва. Гостиница Holiday Inn Sokolniki
4 февраля 2017 г.



15-я Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием
Современные технологии лечения витреоретинальной патологии
Современные технологии лечения витреоретинальной патологии
Сочи, 16-17 марта 2017
Официальный сайт

Партнеры


Valeant thea
Allergan Фокус
santen tradomed
sentiss



Издания


Российская офтальмология онлайн Российская
Офтальмология Онлайн

№ 22 2016
№ 21 2016
№ 20 2015
№ 19 2015
№ 18 2015
...
Журнал Офтальмохирургия Журнал
Офтальмохирургия

№ 4 2016 г.
№ 3 2016 г.
№ 2 2016 г.
№ 1 2016 г.
...
Журнал Новое в офтальмологии Новое в
офтальмологии

№ 4 2016 г.
№ 3 2016 г.
№ 2 2016 г.
№ 1 2016 г.
...
Российская детская офтальмология Российская
детская офтальмология

№ 4 2016
№ 3 2016
№ 2 2016
№ 1 2016
...
Современные технологии в офтальмологии Современные технологии
в офтальмологии

№ 5 2016
№ 4 2016
№ 3 2016
№ 2 2016
...
Восток – Запад Восток - Запад.
Точка зрения

Выпуск 4. 2016
Выпуск 3. 2016
Выпуск 2. 2016
Выпуск 1. 2016
...
Новости глаукомы Новости
глаукомы

№1 (41) 2017
№1 (37) 2016
№1 (33) 2015

....
Мир офтальмологии Мир офтальмологии
№ 6 (32) Декабрь 2016
№ 5 (31) Октябрь 2016
№ 3 (29) Июнь 2016
№ 2 (28) Апрель 2016
№ 1 (27) Март 2016
....


Сборники статей


 Реферат RUS  Реферат ENG  Литература  Полный текст

Лечебные возможности функциональной реабилитации зрительных расстройств у школьников младших классов


1Хабаровский филиал «МНТК «Микрохирургия глаза» им. акад. С.Н. Федорова Росмедтехнологии»
2Институт повышения квалификации специалистов здравоохранения» Министерства здравоохранения Хабаровского края

Частой причиной снижения зрения в детском возрасте является близорукость и особенно ее прогрессирующее течение [1], нарушения аккомодационной функции глаза, создающие благоприятный фон для развития миопии [8, 12], рефракционная амблиопия при гиперметропии и астигматизме [4, 10, 11].

По результатам офтальмологических обследований, проведенных в г. Хабаровске, около 16% детей первых классов имеют нарушения деятельности зрительного анализатора. За годы обучения в школе количество школьников с нарушениями зрения увеличивается до 30-40%, что ограничивает их возможности профессионального выбора, негативно влияет на показатели физического развития и высших психических функций [4].

К настоящему времени в офтальмологии накоплен позитивный практический опыт организации работы по охране зрения детей общеобразовательного учреждения [6]. Однако слабым местом ее остается система вторичной профилактики, направленная на предотвращение ухудшения зрения у детей младшего школьного возраста, значительная часть которых поступает в школу недолеченными. В этих условиях, на наш взгляд, возникает целесообразность формирования среди детей младшего школьного возраста групп риска с целью оказания им офтальмологической помощи на принципах диспансеризации, включающей активное выявление детей со зрительными расстройствами и их комплексное лечение.



ЦЕЛЬ

Обобщить результаты функциональной реабилитации зрительных расстройств у детей младшего школьного возраста для обоснования целесообразности регулярного проведения лечебных мероприятий на принципах диспансеризации.



МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ

В основу работы положен анализ результатов комплексного лечения 76 школьников (115 глаз), включенных в основную группу. Данную группу составили дети, у которых при поступлении в первый класс были выявлены нарушения деятельности зрительного анализатора. Из них у 21 человека (32 глаза) диагностирована миопия слабой степени (от 0,5 до 2,5 дптр); у 24 человек (38 глаз) – спазм аккомодации; у 31 (45 глаз) – рефракционная амблиопия, обусловленная высокой гиперметропией либо наличием сложного гиперметропического астигматизма.

При близорукости и угрозе ее развития, вследствие аккомодационных нарушений, проводимые лечебные мероприятия у детей основной группы включали: тренировки аккомодации методом Аветисова-Мац и с помощью современных приборов «Визотроник», «Форбис», «Ручеек»; работу с компьютерной программой «Rellax» [3], электро- (аппараты «ЭCOM», «Фосфен», «ЭСОФ») либо магнитостимуляцию (аппарат «АМО-АТОС» – «Оголовье» с лазерной приставкой «ЛАСТ-01»); лазерное воздействие на ресничную мышцу (аппарат «МАКДЭЛ»); пневмомассаж (аппарат АВМО).

Для лечения амблиопии применяли различные современные аппараты: макулотестер, «Форбис», монобиноскоп, компьютерные лечебные программы [7, 10]. С целью коррекции вторичных дисметаболических изменений в зрительном анализаторе дополнительно назначали нейрометаболические средства (кортексин, фезам, семакс).

На протяжении всего периода динамического наблюдения (3 года) дети основной группы регулярно 2 раза в год получали 10-дневные курсы комплексного лечения.

Эффективность проводимых лечебных мероприятий по окончании срока наблюдения оценивали по частоте возникновения и скорости прогрессирования миопии, по запасу относительной аккомодации (ЗОА) и данным визометрии. Для определения темпа прогрессирования близорукости вычисляли годичный градиент ее прогрессирования (ГГП), выраженный в диоптриях [1]. Положительную часть ЗОА определяли с расстояния 33 см по максимальной силе отрицательной линзы, с которой возможно еще чтение текста № 4 таблицы для близи [1]. Исследование остроты зрения для дали выполняли с использованием проектора оптотипов и выражали ее в условных единицах (усл. ед.).

Использовали классификацию амблиопии в зависимости от степени снижения зрения [2]. Выделяли амблиопию слабой степени, если острота зрения с коррекцией 0,4-0,8; средней степени – острота зрения с коррекцией – 0,2-0,3; высокой степени – острота зрения с коррекцией – 0,1-0,05.

Проводили также оценку влияния результатов лечения детей с пониженным зрением на состояние высших психических функций, которые изучали с помощью стандартизованных методов для детей дошкольного и школьного возраста [5, 9].

Контрольную группу сформировали из 50 детей (84 глаза) первых классов, получивших в течение 3 лет только консультативную помощь. Потенциальные возможности медицинской реабилитации детей контрольной группы за указанный период наблюдения не были реализованы, так как родители смирились с имеющимися зрительными нарушениями у ребенка. Дети контрольной группы имели следующие зрительные нарушения: миопию – 11 чел. (22 глаза), спазм аккомодации – 11 чел. (22 глаза), рефракционную амблиопию – 28 чел. (40 глаз).



Результаты и обсуждение

При поступлении в первый класс дети обеих групп имели сопоставимую слабую степень миопии, соответствующую в среднем 1,2±0,3 дптр в основной группе и 1,05±0,5 дптр – в контрольной (р>0,05).

За 3 года наблюдения по данным ГГП у 63,6±3,0% детей (7 чел., 14 глаз) основной группы имела место стабилизация миопического процесса и только в 36,4±2,5% случаев (4 чел., 8 глаз) отмечалось медленно прогрессирующее ее течение с ГГП, составляющим в среднем 0,3±0,07 дптр в год.

В контрольной группе детей за этот же период наблюдения у 72,7±4,1% детей (8 чел., 16 глаз) установлено прогрессирующее течение миопии с ГГП, равным в среднем 0,69±0,02 дптр в год и превышающим в 2,3 раза аналогичный показатель основной группы (р<0,05). В 27,3±2,1% случаев (3 чел., 6 глаз) диагностирована медленно прогрессирующая миопия с ГГП, равным в среднем 0,49±0,07 дптр в год.

Практический интерес представляла клиническая оценка лечебных мероприятий при угрозе развития миопии, обусловленной нарушением функциональной активности ресничной мышцы. В основной группе детей со спазмом аккомодации через 3 года диспансерного наблюдения на фоне проводимого регулярного лечения только в 14,3±1,1% случаев был отмечен переход данного состояния в миопию слабой степени. У 85,4±2,4% детей основной группы удалось восстановить нормальную остроту зрения и полностью устранить нарушения аккомодации, достоверно повысив положительную часть ЗОА в среднем на близкий к исходному уровню (p<0,05).

В контрольной группе через 3 года у 63,6±4,1% детей с нарушениями аккомодации отмечено формирование миопии слабой степени на фоне низких значений положительной части ЗОА (1,7±0,9 дптр). У 36,4±1,83% детей контрольной группы спазм аккомодации оставался стойким и по-прежнему представлял реальную угрозу для развития близорукости.

Результаты лечения рефракционной амблиопии у детей в основной и контрольной группах суммированы в табл. 1, 2. Установлено, что к окончанию 3-летнего срока диспансерного наблюдения в основной группе детей частота амблиопии высокой степени, по сравнению с исходной, уменьшилась в 3 раза, средней степени – в 1,3 раза. Средний показатель остроты зрения возрос почти в 1,5 раза и составил 0,49±0,05 против 0,33±0,07 усл.ед. в исходном состоянии (р<0,05). Напротив, у детей контрольной группы структура амблиопии через 3 года осталась практически неизменной, а средний показатель остроты зрения снизился в 1,2 раза и составил 0,29±0,05 усл.ед. против 0,35±0,05 усл.ед. исходных (p<0,05).

Характеризуя развитие высших мозговых функций, установлено, что у детей в основной группе по сравнению с контрольной группой отмечались более высокие показатели. Так, устойчивость внимания у детей основной группы возросла после лечения до 90,3±0,5% против 21,4±0,7% в контрольной, зрительная память – до 80,6±1,2% против 42,9±0,9%, образно-логическое мышление – до 87,1±0,8% против 57,1±0,5%, наглядно-действенное мышление – до 90,3±1,3% против 35,7±0,9% соответственно. Различия статистически значимы (p<0,05).



Заключение

Регулярное проведение у детей младшего школьного возраста со зрительными расстройствами адекватных лечебных мероприятий на принципах диспансеризации к окончанию 3-го класса позволило:

• добиться стабилизации миопии в 63,6±3,0% случаев против 27,3±1,4% в контрольной группе;

• повысить остроту зрения в 1,5 раза у всех детей с амблиопией;

• устранить полностью склонность к спазму аккомодации и восстановить нормальную остроту зрения при нарушениях функциональной активности ресничной мышцы в 85,7±2,4% случаев;

• оптимизировать развитие высших психических функций.

Полученные результаты подтверждают целесообразность проведения вторичной профилактики зрительных нарушений у детей младшего школьного возраста путем использования современных средств и методов в системе их реабилитационно-восстановительного лечения.


Страница источника: 7
Сателлитные симпозиумы в рамках ХIV ежегодного конгресса Российского глаукомного обществаСателлитные симпозиумы в рамках ХIV ежегодного конгресса Рос...

Сателлитные симпозиумы в рамках конференции Современные технологии катарактальной и рефракционной хирургии - 2016Сателлитные симпозиумы в рамках конференции Современные техн...

«Живая» хирургия в рамках конференции Современные технологии катарактальной и рефракционной хирургии - 2016«Живая» хирургия в рамках конференции Современные технологии...

Современные технологии катарактальной и рефракционной хирургии - 2016Современные технологии катарактальной и рефракционной хирург...

Сателлитные симпозиумы в рамках IX Российского общенационального офтальмологического форумаСателлитные симпозиумы в рамках IX Российского общенациональ...

На стыке науки и практикиНа стыке науки и практики

Федоровские чтения - 2016 XIII Всероссийская научно-практическая конференция с международным участиемФедоровские чтения - 2016 XIII Всероссийская научно-практиче...

Актуальные проблемы офтальмологии XI Всероссийская научная конференция молодых ученыхАктуальные проблемы офтальмологии XI Всероссийская научная к...

Восток – Запад 2016 Научно-практическая конференция по офтальмохирургии с международным участием Восток – Запад 2016 Научно-практическая конференция по офтал...

Белые ночи - 2016 Сателлитные симпозиумы в рамках Международного офтальмологического конгресса Белые ночи - 2016 Сателлитные симпозиумы в рамках Международ...

Занимательная аккомодологияЗанимательная аккомодология

Невские горизонты - 2016 Научная конференция офтальмологовНевские горизонты - 2016 Научная конференция офтальмологов

Заболевания глазной поверхности. Взгляд со всех сторонЗаболевания глазной поверхности. Взгляд со всех сторон

Интересное об известномИнтересное об известном

Новые технологии в офтальмологии 2016 Всероссийская научно-практическая конференция Новые технологии в офтальмологии 2016 Всероссийская научно-п...

Витреоретинальная хирургия. Макулярный разрывВитреоретинальная хирургия. Макулярный разрыв

Современные технологии лечения витреоретинальной патологии - 2016 ХIV Научно-практическая конференция с международным участиемСовременные технологии лечения витреоретинальной патологии -...

Совет экспертов, посвященный обсуждению первого опыта использования новой офтальмологической системы CENTURION®Совет экспертов, посвященный обсуждению первого опыта исполь...

HRT/Spectralis* Клуб Россия 2015 – технология, ставшая незаменимой!HRT/Spectralis* Клуб Россия 2015 – технология, ставшая незам...

Три письма пациента. Доказанная эффективность леченияТри письма пациента. Доказанная эффективность лечения

Синдром «сухого» глаза: новые перспективыСиндром «сухого» глаза: новые перспективы

Многоликий синдром «сухого» глаза: как эффективно им управлять?Многоликий синдром «сухого» глаза: как эффективно им управлять?

Прошлое... Настоящее! Будущее?Прошлое... Настоящее! Будущее?

Проблемные вопросы глаукомы IV Международный симпозиумПроблемные вопросы глаукомы IV Международный симпозиум

Секундо В. Двухлетний личный опыт с линзами AT Lisa Tri и AT Lisa Tri ToricСекундо В. Двухлетний личный опыт с линзами AT Lisa Tri и AT...

Инновации компании «Алкон» в катарактальной и рефракционной хирургииИнновации компании «Алкон» в катарактальной и рефракционной ...

Применение устройств HOYA iSert Toric. Применение торических ИОЛ HOYA iSert Toric в рефракционной хирургии катарактыПрименение устройств HOYA iSert Toric. Применение торических...

Рейтинг@Mail.ru