Защита глаз от УФ-излучения с помощью мягких контактных линз (обзор литературы)

1Уфимский научно-исследовательский институт глазных болезней Академии наук Республики Башкортостан

Спектр потенциально опасного для человеческого глаза УФ-излучения достаточно широк. Он делится на три диапазона, различающихся по длине волны: УФ-А-лучи (400-315 нм), УФ-В-лучи (315-280 нм) и УФ-С-лучи (280-100 нм).

Ткани глаза легко поглощают ультрафиолет, при этом роговица в первую очередь поглощает излучение с длиной волны ниже 300 нм, а хрусталик, в основном — излучения с длиной волн ниже 370 нм.

УФ-излучение неизменно оказывает пагубное воздействие на ткани глаз посредством различных механизмов, таких как кросслинкинг белков, дисфункция энзимов, генетические мутации, повреждение мембран клеток. Эти эффекты УФ-излучения могут быть результатом прямого и непосредственного повреждения [1].

Глаз человека защищен от воздействия естественного ультрафиолета бровями и веками, так что до него доходит около 5 % естественного УФ-излучения. Воздействие УФ-излучения также происходит при наличии непрямых источников последнего, включая излучение, отраженное от поверхностей, например, снега и воды, и рассеянных источников. Воздействие рассеянного излучения при прохождении через атмосферу и отражаемого от снега, гладких стен зданий и поверхности воды ультрафиолета может быть еще опаснее.

Повторяющееся облучение глаз ультрафиолетом приводит к кратковременным состояниям и перманентному повреждению глаз. Длительное воздействие УФ-радиации может приводить к серьезным повреждениям глаз. Среди них — катаракта, птеригиум, солнечная кератопатия, рак конъюнктивы, рак кожи век и кожи лица в областях вокруг глаз [1]. Фотокератит и фотокератоконъюнктивит — наиболее типичные патологии глаза, связанные с острым воздействием УФ-излучения [3].

Поглощающие ультрафиолет очки, не закрывающие зону вокруг глаза, не обеспечивают полную защиту, т. к. периферический свет «проскальзывает» за края очков. В результате возникает эффект периферического фокусированного света (ПФС). Оптическая система роговицы фокусирует и усиливает лучи, поступающие с периферической височной зоны в хрусталик и носовую область лимба.

Было подсчитано, что в результате ПФС пиковая интенсивность света в назальной части лимба приблизительно в 20 раз выше, чем интенсивность входящих лучей. По такому же механизму лучи фокусируются в назальной зоне хрусталика с пиковой интенсивностью в 3,7-4,8 раз выше обычной интенсивности входящих лучей [2].

Хорошие солнцезащитные очки блокируют почти все УФ-излучение, проходящее через линзу очков, однако большинство оправ не обеспечивают адекватной боковой защиты.

Хорошо подобранные мягкие контактные линзы покрывают роговицу и область лимба. Появление УФ-фильтров МКЛ обеспечило защиту и внутренним структурам глаза от прямых и отраженных УФ лучей. В отличие от большинства солнцезащитных очков, линзы эффективно защищают глаз от ПФС, что было экспериментально доказано: надетая линза из этафилкона А с УФ-фильтром значительно снижала интенсивность фокусирования периферических лучей в назальной части лимба, защищая от лучей, входящих под любым углом.

В нескольких работах было показано, что в период после острого облучения ультрафиолетом роговица особенно подвержена повреждениям из-за УФ-излучения. В тех случаях, когда не использовалась контактная линза с УФ-фильтром, после воздействия ультрафиолета наблюдались помутнение роговицы и отек эндотелия и стромы [1].

Помимо изменений в роговице ультрафиолет может оказывать повреждающее действие на водянистую влагу и хрусталик. Хотя для формирования катаракты, вызванного воздействием ультрафиолета, необходимо хроническое облучение, недавнее исследование воздействия острого УФ-излучения показало, что контактные линзы с УФ-фильтром позволяют сократить количество погибших клеток эпителия хрусталика. А их гибель — один из факторов, вносящих вклад в формирование катаракты [1].

Под воздействием УФ-лучей в роговице вырабатывается матриксная металлопротеиназа (ММР), которая связана со многими патологическими воспалительными процессами. В ходе исследований, проведенных группой специалистов в университете штата Техас [2], выяснилось, что из трех протестированных УФ-блокирующих силикон-гидрогелевых линз из материалов галафилкон А (Аcuvue Advance) и сенофилкон А (Аcuvue Oasys) наиболее эффективно блокировали УФ-излучение — 50 % излучения с длиной волны 380 нм. Исследование показало, что линзы из энфилкона А (Avaira) пропускают больше УФ-А-лучей, минимум экранирования приходится на излучение с длиной волны 370 нм [2]. Все контактные линзы Аcuvue (Johnson & Johnson Vision Cаre) снабжены УФ-фильтром и поэтому эффективно защищают глаза от воздействия как прямых, так и периферических УФ—лучей. Три силикон-гидрогелевые линзы компании Johnson & Johnson (Аcuvue Oasys, Аcuvue Advance, Аcuvue Advance for astigmatism) остаются единственными в мире, обеспечивающими высший класс УФ-защиты (класс 1: блокируется 100 % УФ-В-излучения и 96 % УФ-А-излучения), что признано Американской оптометрической ассоциацией (АОА) и Всемирным советом по оптометрии (WCO) [3].

Способность линз марки Аcuvue блокировать УФ—излучение достигнута с помощью сополимеризации УФ-абсорбирующего мономера бензотриазола с мономером контактной линзы, например, этафилконом А. Бензотриазол задерживает прохождение УФ-А и УФ-В лучей и известен свой особенной стабильностью в полимеризации. Компонент, блокирующий УФ-лучи, находится внутри материала линзы и не может отслоиться или стереться [5]. К наиболее популярным в России контактным линзам марки Acuvue относятся линзы Acuvue Oasys with Hydraclear Plus, обеспечивающие полную защиту (на 100 %) от УФ-лучей и более чем на 96 % защищающие от УФ-А-лучей.

К контактным линзам с УФ-фильтром относятся и гидрогелевые линзы плановой замены Biomedics 55 UV компании Ocular Sciences, эффективно поглощающие вредоносные УФ-лучи. Надежную защиту роговицы от ультрафиолета предоставляет также новинка в линии контактных линз торговой марки OK Vision компании «Окей Вижен» — мягкие биосовместимые линзы ежемесячной замены Prima Bio, изготовленные из сополимера хайоксифилкон А. УФ-фильтр этих линз способен задерживать не менее 85 % ультрафиолетовых лучей спектра А и не менее 40 % — лучей спектра В [4].

Ультрафиолетовой защитой обладают и линзы Maxima 55 UV компании Maxima Optics. Помимо такой защиты здоровью глаз содействует дизайн этих линз: Maxima 55 UV отличает очень тонкий профиль, возможный благодаря постепенно уменьшающейся оптической зоне. Он увеличивает доступ кислорода к роговице и улучшает комфорт при ношении [4].

Надежная УФ-защита глаз гарантирована и тем, кто нуждается в коррекции астигматизма. Немало торических контактных линз обладают высокой защитой от вредного ультрафиолета. Одни из них — линзы ежедневной замены 1-Day Acuvue for Astigmatism компании Johnson&Johnson Vision Care, специально предназначенные для людей с астигматизмом средней и высокой степеней.

Контактные линзы с УФ-защитой можно найти и в таком сегменте контактной коррекции зрения, как мультифокальные контактные линзы. Это линзы ежемесячной замены Rythmic UV Profile 2 компании Ocular Sciences. Они являются простым, надежным и эффективным средством коррекции зрения пациентов (любых возрастов) с пресбиопией [4].

Накоплено большое число доказательств в пользу теории о том, что ношение контактных линз с УФ-фильтром позволяет предотвратить повреждение тканей глаза при остром УФ-облучении. Хотя вполне вероятно и другое: такие контактные линзы могут смягчить длительное воздействие ультрафиолета [1]. Детям с миопией, гиперметропией, да даже с эмметропией такие линзы могут принести пользу, поскольку они снижают дозу ультрафиолета, которую человек получает в течение жизни. Еще одна область, где могут применяться такие линзы — помощь пациентам с афакией или тем, кому была проведена рефракционная лазерная операция, поскольку снижение толщины стромы в таком случае может влиять на естественную способность роговицы поглощать ультрафиолет [1].

Контактные линзы с УФ-фильтром нельзя рассматривать как полноценную замену другим способам защиты. Использование вышеуказанных контактных линз в комбинации с традиционными способами обеспечивает более надежный уровень защиты от УФ-излучения.

«Живая» хирургия в рамках XVI Всероссийской конференции с международным участием «Современные технологии катарактальной и рефракционной хирургии»«Живая» хирургия в рамках XVI Всероссийской конференции с ме...