Сборники статей


 Реферат RUS  Реферат ENG  Литература  Полный текст

Комплексная система реабилитации слепых и слабовидящих (организационно-медицинские аспекты)


1Тюменский государственый медицинский университет Министерства здравоохранения Российской Федерации

    Детская инвалидность в 70,2 % случаев [Либман Е.С., Шахова Е.В., 2005] — это следствие недостатков в организации медицинской помощи (позднее выявление патологии, недостаточно квалифицированная диагностика, не полностью или несвоевременно проведенное лечение). В России наиболее частыми клинико-анатомическими причинами слепоты и слабовидения у детей являются: атрофия зрительного нерва (30,9—20,9 %), врожденные катаракты (40,0—19,5 %), различные врожденные аномалии глаза (13,5—19,5 %), патология сетчатки (8,0—10,1 %), миопия высокой степени (7,4—18,2 %) и др. [Хватова А.В., 2006]. Среди причин слепоты и инвалидности с раннего детства в последние десять-пятнадцать лет стали выделять ретинопатию недоношенных. Учитывая выше изложенное, считаем, что особенно пристальное внимание должно быть уделено снижению инвалидности и созданию системы реабилитации слепых и слабовидящих.

    Материалы собственных исследований.

     Необходимым образовательным, воспитательным, лечебным и реабилитационным учреждением для детей с тяжёлой офтальмологической патологией являются организованные в России школы для слепых и слабовидящих детей. Исследование проведено на базе «Ялуторовской (коррекционной) школы—интерната для слепых и слабовидящих детей (далее — Школа), открытой в 1956 г., рассчитанной на 150 учащихся в возрасте от 7 до 20 лет, программа обучения — 12 лет. Средняя наполняемость за исследуемый период 1990—2010 гг. составила 83,3 %. До 1990 г. Школа принимала детей Приуральской и Западно-Сибирской зоны с сочетанной патологией органа зрения и нервной системы. Учащиеся после 1-го класса распределялись: класс А — с сохранным интеллектом, класс Б — с задержкой психического развития. С 1990 г. прием с других территорий ограничен, и Школа принимает только детей Тюменской области и северных округов. Объект исследования — группа 438 детей (876 глаз). Пациентам проводилось общепринятое офтальмологическое обследование и дополнительные методы (УЗИ, ЭФИ и т. д.) с учетом медицинских показаний (в разные годы по мере развития и внедрения в практику новейших технологий).

     Слепота выявлялась в разные годы от 17,6 до 27,7 %. В группе слепых детей в 1990 г. по нозологиям в относительных показателях на первом месте находилась атрофия зрительного нерва, на втором — врожденная патология органа зрения, на третьем — отслойка сетчатки. В 2000 г. атрофия зрительного нерва по-прежнему занимала первое место, но в процентном отношении показатели ее выросли. На втором месте — помутнение роговицы, на третьем — субатрофия глазного яблока, четвертое и пятое места занимали афакия и дегенерации сетчатки, число которых в 2000 г. увеличилось. Группа школьников с врожденными аномалиями развития органа зрения в 2000 г. зафиксирована в меньшем объеме. По данным осмотра в 2009/2010 учебного года у слепых детей преобладает атрофия зрительного нерва (18,3), на втором месте — врожденные аномалии развития органа зрения (17,9), на третьем — дегенерации сетчатки (13,9), появляются нозологии: ретинопатия недоношенных, кератоконус, не выявляемые ранее.

    Слабовидение выявлялось в разные годы от 52,7 до 68,2 %. Сравнительный анализ группы слабовидящих детей показал, что на первом месте в 1990 г. находилась миопия, на втором — афакия, на третьем — дегенерации сетчатки. В 2000 г. на первом месте по-прежнему миопия, на втором — частичная атрофия зрительного нерва, на третьем — врожденная патология органа зрения.

    По данным осмотра в 2009/2010 учебного года у слабовидящих детей преобладает миопия (24,56), на втором месте — врожденные аномалии развития органа зрения (18,8), на третьем — частичная атрофия зрительного нерва (16,3). Почти на одном уровне количество пациентов с диагнозами: афакия, артифакия (12,56), патология сетчатки (12,06), рефракционная амблиопия на фоне гиперметропии высокой степени (11,33). В причинах слабовидения за период 20 лет обращает на себя внимание количественный рост пациентов с диагнозом: частичная атрофия зрительных нервов и врожденные аномалии.

    Наиболее объективным критерием качественной оценки функции органа зрения является острота зрения. Проверка проведена стандартными методиками, применяемыми в офтальмологии, с переносимой коррекцией. Изучалась острота зрения учащихся, получающих комплексное лечение: плеоптика, ортоптика, диплоптика, тренировки резервов аккомодации, медикаментозное, физиотерапевтическое и хирургическое лечение.

    Острота зрения с коррекцией на лучше видящий глаз и количество пациентов за исследуемый период (в относительных цифрах) до и после курсов лечения представлены в таблице.

    При анализе выявлена положительная динамика остроты зрения на 15,3 % в группе слепых с остротой зрения в промежутке от 0,01 до 0,04, и в группе слабовидящих отмечено значительное повышение на 60,4 %.

    Следуя системному подходу к проблеме в реабилитации слепых и слабовидящих детей, на разных этапах участвуют не только медицинские работники, но и педагоги, социологи, психологи. Учебно-воспитательный процесс, кроме освоения школьной программы, направлен на медико-социальную реабилитацию, включающую социально-бытовую ориентировку, индивидуальные занятия по коррекции недостатков развития, профессионально-техническую подготовку в оборудованных мастерских, кабинетах по интересам для общего развития детей. Учитывая неблагоприятную динамику функционального состояния организма у слепых и слабовидящих детей, с целью улучшения двигательной активности и снятия зрительного и статического напряжения в процессе учебных занятий большое внимание уделяется физической культуре и музыкальному образованию. Учебные кабинеты оборудованы специальными наглядными пособиями, которые помогают формировать у слепых и слабовидящих детей детальное восприятие и конкретное представление об окружающей действительности.

    С 2000 г. в школе внедрена система реабилитационных мероприятий и сформирован организационный подход, когда совместные усилия органов здравоохранения, просвещения и социальной защиты населения реализуются непосредственно в школе из составляющих:

    1) регулярного проведения два раза в год комиссионной оценки состояния органа зрения у школьников, определения им группы инвалидности;

    2) разработки индивидуальных планов медицинской реабилитации и полноценного медикаментозного обеспечения детей, отбора на оперативные вмешательства;

    3) проведения поэтапной индивидуальной программы медицинской реабилитации, включающей медикаментозные, функциональные, стимулирующие, хирургические методы лечения, а также электростимулирующую терапию, рефлексотерапию и массаж. Обобщение и сопоставление мнений и участников лечебного и педагогического процесса и учащихся школы показали, что системный подход к проблеме медицинской реабилитации обоснован и дает хорошие результаты, облегчая учащимся адаптацию к школьной программе и социальным условиям существования человека с выраженным дефектом органа зрения.


Страница источника: 50

Фемтосекундные технологии в офтальмологии Юбилейная всероссийская научно-практическая конференцияФемтосекундные технологии в офтальмологии Юбилейная всеросси...

Федоровские чтения - 2017 XIV Всероссийская научно-практическая конференция с международным участиемФедоровские чтения - 2017 XIV Всероссийская научно-практичес...

Федоровские чтения - 2017 Сателлитные симпозиумы в рамках XIV Всероссийской научно-практической конференцииФедоровские чтения - 2017 Сателлитные симпозиумы в рамках XI...

Актуальные проблемы офтальмологии XII Всероссийская научная конференция молодых ученыхАктуальные проблемы офтальмологии XII Всероссийская научная ...

Восток – Запад 2017 Международная научно-практическая конференция по офтальмологииВосток – Запад 2017 Международная научно-практическая конфер...

Белые ночи - 2017 Сателлитные симпозиумы в рамках Международного офтальмологического конгресса Белые ночи - 2017 Сателлитные симпозиумы в рамках Международ...

Новые технологии в контактной коррекции.  В рамках  Всероссийской научно-практической конференции «Новые технологии в офтальмологии - 2017»Новые технологии в контактной коррекции. В рамках Всеросси...

Новые технологии в офтальмологии -  2017 Всероссийская научно-практическая конференция Новые технологии в офтальмологии - 2017 Всероссийская научн...

XVI Всероссийская школа офтальмологаXVI Всероссийская школа офтальмолога

Сателлитные симпозиумы в рамках конференции «Современные технологии лечения витреоретинальной патологии - 2017»Сателлитные симпозиумы в рамках конференции «Современные тех...

Современные технологии лечения витреоретинальной патологии - 2017 ХV Научно-практическая конференция с международным участиемСовременные технологии лечения витреоретинальной патологии -...

«Живая хирургия» в рамках конференции «Современные технологии лечения витреоретинальной патологии - 2017»«Живая хирургия» в рамках конференции «Современные технологи...

Роговица I. Ультрафиолетовый кросслинкинг роговицы в лечении кератоэктазий Научно-практическая конференция с международным участиемРоговица I. Ультрафиолетовый кросслинкинг роговицы в лечении...

Сателлитные симпозиумы в рамках ХIV ежегодного конгресса Российского глаукомного обществаСателлитные симпозиумы в рамках ХIV ежегодного конгресса Рос...

Сателлитные симпозиумы в рамках конференции Современные технологии катарактальной и рефракционной хирургии - 2016Сателлитные симпозиумы в рамках конференции Современные техн...

«Живая» хирургия в рамках конференции Современные технологии катарактальной и рефракционной хирургии - 2016«Живая» хирургия в рамках конференции Современные технологии...

Современные технологии катарактальной и рефракционной хирургии - 2016Современные технологии катарактальной и рефракционной хирург...

Сателлитные симпозиумы в рамках IX Российского общенационального офтальмологического форумаСателлитные симпозиумы в рамках IX Российского общенациональ...

На стыке науки и практикиНа стыке науки и практики

Федоровские чтения - 2016 XIII Всероссийская научно-практическая конференция с международным участиемФедоровские чтения - 2016 XIII Всероссийская научно-практиче...

Актуальные проблемы офтальмологии XI Всероссийская научная конференция молодых ученыхАктуальные проблемы офтальмологии XI Всероссийская научная к...

Восток – Запад 2016 Научно-практическая конференция по офтальмохирургии с международным участием Восток – Запад 2016 Научно-практическая конференция по офтал...

Белые ночи - 2016 Сателлитные симпозиумы в рамках Международного офтальмологического конгресса Белые ночи - 2016 Сателлитные симпозиумы в рамках Международ...

Невские горизонты - 2016 Научная конференция офтальмологовНевские горизонты - 2016 Научная конференция офтальмологов

Сателлитные симпозиумы в рамках научной конференции офтальмологов «Невские горизонты - 2016»Сателлитные симпозиумы в рамках научной конференции офтальмо...

Новые технологии в офтальмологии 2016 Всероссийская научно-практическая конференция Новые технологии в офтальмологии 2016 Всероссийская научно-п...

Витреоретинальная хирургия. Макулярный разрывВитреоретинальная хирургия. Макулярный разрыв

Современные технологии лечения витреоретинальной патологии - 2016 ХIV Научно-практическая конференция с международным участиемСовременные технологии лечения витреоретинальной патологии -...

Совет экспертов, посвященный обсуждению первого опыта использования новой офтальмологической системы CENTURION®Совет экспертов, посвященный обсуждению первого опыта исполь...

HRT/Spectralis* Клуб Россия 2015 – технология, ставшая незаменимой!HRT/Spectralis* Клуб Россия 2015 – технология, ставшая незам...

Три письма пациента. Доказанная эффективность леченияТри письма пациента. Доказанная эффективность лечения

Синдром «сухого» глаза: новые перспективыСиндром «сухого» глаза: новые перспективы

Многоликий синдром «сухого» глаза: как эффективно им управлять?Многоликий синдром «сухого» глаза: как эффективно им управлять?

Прошлое... Настоящее! Будущее?Прошлое... Настоящее! Будущее?

Проблемные вопросы глаукомы IV Международный симпозиумПроблемные вопросы глаукомы IV Международный симпозиум

Секундо В. Двухлетний личный опыт с линзами AT Lisa Tri и AT Lisa Tri ToricСекундо В. Двухлетний личный опыт с линзами AT Lisa Tri и AT...

Инновации компании «Алкон» в катарактальной и рефракционной хирургииИнновации компании «Алкон» в катарактальной и рефракционной ...

Применение устройств HOYA iSert Toric. Применение торических ИОЛ HOYA iSert Toric в рефракционной хирургии катарактыПрименение устройств HOYA iSert Toric. Применение торических...

Рейтинг@Mail.ru